Книга Павла Санаева заслуживала куда лучшей участи на экране.
Книга Павла Санаева заслуживала куда лучшей участи на экране.
Мальчик Саша Савельев живет с бабушкой и дедушкой. Они почти не дают ему видеться с матерью, мучают его, таская по врачам (бабушка все время обнаруживает у Саши новые болезни и с неподдельной страстью их лечит). Окружая мальчика заботой и любовью, она успешно превращает его жизнь в ад.
Писатель Павел Санаев сочинил только одну полуавтобиографическую повесть, зато легкую и сильную, тонкую и живую. Неприятно наблюдать, как она разбивается о стену из серого кирпича, умело выстроенную автором экранизации Сергеем Снежкиным. У Санаева действие книги охватывало много месяцев. Маленький герой проживал маленькую жизнь, полную прежде всего воздуха: ему было где перевести дыхание в своем повествовании.
У Снежкина все втиснуто в один пасмурный отвратительный январский день, когда сам вид из окна вызывает мысли о смерти. Бабушка и дедушка – обрюзгшая баба и тупой старый артист – в течение этого дня мучают своей заботой, жестокостью и глупостью мальчика Сашу, ставшего для них живой игрушкой. Этот день настолько забит холодящими кровь репликами и событиями, что становится ясно: второго такого Саша просто не вынесет. У него глаза висельника. Светлана Крючкова великолепно играет бабушку. Она, конечно, переигрывает, но именно это и требуется, потому что героиня – неудавшаяся актриса, которая все неудовлетворенные сценические амбиции переносит в жизнь, чтоб растерзать ими не зрителей, так близких. Беда только в том, что это не та бабушка, которую описал Санаев.
Это рыхлое чудовище, привыкшее манипулировать людьми с единственной целью развести их на жалость к себе. Она вызывает отторжение на почти физиологическом уровне, и финал фильма, когда она помирает от инфаркта, предварительно исторгнув изо рта поллитра зеленой жидкости, кажется уместным скорее в специальной жанровой картине про жабу-убийцу. Нежность и горькая ирония повести режиссеру Снежкину ни к чему; на чем держалось обаяние книги, он вообще не замечает. Ему главное показать, что бабушка – отвратительное создание, подобное советской власти, топчущей беззащитных людей и создающей для них невыносимые условия. А Санаев-то бабушку в финале прощал.