Лучше б на деньги, которых стоила новая версия "Лэсси", построили дюжину новых собачьих приютов и затарились "Педигри Палом" до скончания века. Ничто, кроме собаки, не стоит в фильме своих затрат. С ее точки зрения, вероятно, вообще следует покусать всех человекообразных, которые смеют фальшиво и нелепо изображать хоть какую-то жизнь, кроме собачьей, и навешивают эту фальшь на гордое дитя природы.
Лучше б на деньги, которых стоила новая версия "Лэсси" /Lassie/ (2005), построили дюжину новых собачьих приютов и затарились "Педигри Палом" до скончания века. Ничто, кроме собаки, не стоит в фильме своих затрат. С ее точки зрения, вероятно, вообще следует покусать всех человекообразных, которые смеют фальшиво и нелепо изображать хоть какую-то жизнь, кроме собачьей, и навешивают эту фальшь на гордое дитя природы. Им просто повезло, что Лэсси была не кусачей, а тронутой цивилизацией.
Питер О'Тул в роли герцога ужасает не только тем, как страшно постарел, но и задорным старческим стремлением "играть роль" на пустом месте. Плохой дедушка уволил всех шахтеров, чтобы вынудить одного из них от безденежья продать Лэсси. В конце дедушка станет хорошим, как сахарный леденец. Саманта Мортон всю роль матери ведет, что называется, "на слезе". Актриса-то признанная ("Распутник" /Libertine, The/ (2004), "В Америке" /In America/ (2002)), только видно, что в жизни она никогда бы такой стервой не оказалась и собаку не отдала, поэтому в фильме осталось ей только плакать. Местами еще мелькают давно знакомые лица – Келли Макдоналд, Эдвард Фокс – и у всех у них по одной красочке – "девушка с характером", "рассеянный ученый", – а за счет куцего материала знакомство лишь усугубляет кукольность их ролей. Незнакомые лица изображают невестку, внучку и других родственников герцога, отца мальчика, его соседей и полицейских, плохого псаря, плохих живодеров, хорошего карлика и т.п., но весь кукольный театр единственное желание – запихнуть в картонный чемодан и пусть трясется в карликовом фургоне, как марионетки для очередной постановки "Андрокла и льва".
Постановщик Чарлз Стерридж хотел, видимо, по всем параметрам воссоздать 30-е годы XX века, когда появилась "Лэсси", а как их соотнести с XXI веком, ему в голову не пришло. Поэтому тщательность декораций, костюмов и даже отношений между персонажами этой собачьей саги – еще туда-сюда, но вот сами актеры в ней выглядят, будто проспали последние семьдесят лет в тяжелом анабиозе. Когда добренькое сюсюканье о плохих дядях и бедных тетях идет сегодня без намека на "воссозданность", видно лишь равнодушие рассказчика к сюжету. Но собака-то в фильме – живая, и пейзажи горной Шотландии вкупе с равнинным Йоркширом – сегодняшние, красивые, и замки в них натуральные, хоть и старинные. Так почему с натуры не убрали сюсюканье? Что мешало оставить только собаку с мальчиком и массовку на фоне, а остальное – за кадр, в комментарий "от автора"? Ведь только мальчик (Джонатан Мэйсон) на самом деле требуется сюжету, и только он нормально сыграл, потому что когда у ребенка отбирают собаку, это в 30-е годы трагедия и в 40-е, и в 2000-е.
Когда в собственном детстве мы смотрели сериал "Лэсси", колли там вечно кого-то спасала от волков, крокодилов, браконьеров и живодеров. Мы и привыкли, что с ней все хорошо. В новой версии Чарлз Стерридж обратился к роману-первоисточнику Эрика Найта, где еще нет никакой мифологии вечно живой собаки, про которую снят самый долгоиграющий сериал в истории телевидения (шел 20 лет) и которая заслужила собственную звезду на голливудской Аллее Славы. В новой версии ты вдруг с ужасом обнаруживаешь, что собака – не вечно живая, а проданная и преданная, и сюжет – в том, что ее любит один только бедный мальчик, к которому она отовсюду пытается убежать. Собака, конечно, гениальная по качеству побегов, но в конце концов ей придется бежать целых 800 миль. И сам факт, что это бывает (недавно сбежала соседская кошка, вывезенная соседкой из Крыма от инсультной матери, которую скоро тоже привезут в Москву – но понятно, куда кошка направляется) – он вневременный и заслуживает своего киновоплощения. 800 миль до дома достойны хорошего кино, они настолько серьезнее человеческой комедии, что хочется быть собакой.
Пока колли в "Лэсси" скачет по городам и весям, плывет, голодает, пьет, спит и замерзает – публика будет рыдать, а на эпизоде с Нэсси даже засмеется. Но во всем остальном Стерридж любит себя много больше, чем колли, и публика будет видеть нечто неподобающее. А дети не простят фильму убийства цирковой шавки. Так что еще вопрос, стоит ли вести их на фильм.