Фильмы ужасов – один из самых заштампованных жанров в истории кино, по сути, весь построенный на повторении одних и тех же схем и шаблонов. В «Крике» и, например, «Хижине в лесу» по некоторым из них прошлись подробно (правила сиквелов, принципы подбора героев в компанию потенциальных жертв), а мы не только вспомнили еще шесть расхожих штампов, но и задумались, почему без них в хоррорах никак
6. Дверца шкафчика в ванной
Герой заходит в ванную и в рассеянности смотрит на свое отражение в шкафчике с лекарствами, висящем над раковиной. Затем он открывает шкафчик, чтобы взять оттуда какую-нибудь бесполезную таблетку, а когда дверца возвращается на место – о ужас! – в зеркале отражается кто-то за спиной.
Вариация: То же самое, но с холодильником, снятым сбоку. Дверь открывается, герой залезает внутрь за тарелкой полуночного борща, а когда дверь закрывается – вуаля! – за ней уже стоит монстр или маньяк с мачете наготове.
Зачем: Внезапные появления – один из главных козырей хорроров. И чем оно внезапнее, тем лучше. Одно дело – размеренное приближение зла, и совсем другое – почти мгновенная его телепортация к цели. Джейсона Ворхиза вызывали?
Проблема: Трудно найти человека, который при виде шкафчика с лекарствами не поймет, чем все это кончится. А уж о том, что в холодильник по ночам лазают только самоубийцы, знают все.
5. Рука на плече
Герой крадется по темному дому, принципиально не включая свет. Он напряженно всматривается во что-то непонятное впереди, как вдруг сзади его хватает за плечо чья-то рука. От мощности оркестрового удара в этом моменте в кинотеатре вышибает пробки, и весь район погружается во мрак. Если вы смотрите кино дома, в стены, пол и даже потолок начинают стучать соседи.
Вариации: Обычно таким образом пугают героинь-девушек, но иногда достается и парням – подчеркнуть напряженность ситуации (даже крепкие парни в нашем фильме накладывают в штаны!) или, наоборот, снять напряжение шуткой (такой большой, а руки на плече боишься).
Зачем: Редкие ужастики начинают пускать в расход героев в первой половине фильма (за исключением обязательного начального убийства), а держать зрителей в тонусе надо. Ну так пусть герои крадутся друг за другом и хватают друг друга за плечи!
Проблема: Честно говоря, трудно вспомнить фильм, в котором героиню таким образом беспокоит собственно маньяк. Извините, вы не против, если я вас немножко убью?
4. Лающая собака
Герой идет по улице, погруженный в раздумья. За кадром звучит тревожная музыка, погода не улыбается, все не то и все не так, когда на тебя положил глаз Сатана. Размышления прерывает истошный лай собаки, которая бросается на забор, отгораживающий ее от улицы, что твой Куджо. На оркестровом ударе можно сэкономить, все равно его не будет слышно.
Вариации: Похожая сцена, только с мяукающей кошкой, которую вбрасывает в кадр по безумной траектории помощник режиссера. Больше подходит для сцен внутри помещений.
Зачем: Смотри пункт выше. Маньяков и монстров на всех не хватит, если они будут выскакивать из-за каждого угла, а держать зрителя в тонусе надо.
Проблема: Самый дешевый, глупый и неизобретательный способ напугать из всех возможных. И летающих кошек жалко.
3. Пробуждение после кошмара
Героине снится что-то страшное (хватающие за плечи друзья, лающие собаки, прыгающие на нее со шкафов кошки), она в ужасе просыпается и садится в постели, отчаянно потея и тяжело дыша. Камера фиксируется на ее лице, затем перемещается на боковой средний план (увидите такое – можете затыкать уши), героиня начинает опускаться на подушку, а когда она полностью ложится, мы видим, что рядом с ней в постели кто-то лежит. Оркестровый удар, район без света, стук соседей.
Вариации: Незначительные.
Зачем: Двойной удар по зрителю – сначала с героиней происходит что-то страшное, затем выясняется, что это был всего лишь сон. Зритель расслабляется, его бдительность усыплена, но не тут-то было – вторая серия.
Проблема: В общем-то, никаких. Работает еще и потому, что иногда кошмар – это всего лишь кошмар, и пробуждаются героини от него в гордом одиночестве.
2. Не ловят сотовые
Жанр хоррора был придуман в те времена, когда о сотовых телефонах никто еще не слышал, и в некоторых ужастиках 70-80-х годов попытки добраться до телефона были ключевым элементом сюжета. Тем не менее сейчас на улице трудно встретить бомжа без сотового, так что авторам хорроров приходится первым делом объяснять, почему герои не могут ими воспользоваться. Обычно дело в том, что действие происходит в богом забытой дыре, иногда проблема в специальной глушилке сигнала (слэшер «Тебе конец»), но если ужастик у вас мистический, можете ничего не объяснять – кто их знает, этих сверхъестественных существ, они вон в «Полтергейсте» девочку в телевизор затащили, что для них какой-то сигнал сотового!
Вариации: Сотовый садится в самый неподходящий момент. Ситуация оставляет пространство для маневра и лишних вопросов (найди упомянутого выше бомжа с сотовым и забери телефон у него), так что используется редко.
Зачем: Технологии не стоят на месте, способов связи с внешним миром полно, так что бедным хоррормейкерам во избежание ненужных вопросов приходится сразу оговаривать правила игры.
Проблема: Мест, в которых не ловит сотовый, становится все меньше и меньше.
1. Убегающая и падающая девушка
Белые, как нам рассказал в свое время фильм Рона Шелтона, не умеют прыгать, а девушки, как нас учат хорроры, не умеют бегать. Стоит несчастным юным прелестницам побежать от маньяка с мачете, как они тут же превращаются в калек, только что вставших с унитаза, на котором полчаса отсиживали ноги. Через шаг оглядываются, визжат (вы пробовали кричать на бегу?) и спотыкаются обо все, обо что только можно споткнуться. В конце концов после очередного падения несчастные понимают, что так жить нельзя, и попытки встать прекращают.
Вариации: Варьируется степень обнажения – чем старее фильм, тем выше вероятность, что девушка будет бежать обнаженной или потеряет одежду по ходу погони.
Зачем: Бегающие маньяки – это не круто. Суровым психам несолидно даже прибавлять шаг – чем медленнее он идет за своей жертвой, тем больше, значит, он уверен в том, что от таких, как он, не уходят. А распластавшаяся орущая девушка, бросившая попытки спастись, и возвышающийся над ней бугай, замахивающийся чем-то острым и тяжелым, – это явный сексуально-доминантный символ.
Проблема: В наше время на убегающих девушках слишком много одежды. Побежала от маньяка – будь добра сначала раздеться!