Меланхоличная, но оттого ничуть не менее душевная история Шотландии времен начала прошлого века. Одна человеческая судьба, на которую спроецированы горести и радости целой страны
Меланхоличная, но оттого ничуть не менее душевная история Шотландии времен начала прошлого века. Одна человеческая судьба, на которую спроецированы горести и радости целой страны.
Смышленой, очаровательной, юной Крис Гутри родные и близкие прочат большое будущее – она хорошо учится, помогает матери в домашних делах и с малых лет является правой рукой отца. Увы, свалившиеся на большую семью несчастья не дают девушке вырваться с фермы в большой город. Сперва Крис теряет мать, обезумевшую от побоев отца и бесконечного цикла деторождения, затем ее покидают младшие братья, которых забирает на воспитание тетка, а после отъезда за границу старшего брата девушка и вовсе остается с немощным отцом вдвоем. Внушительное наследство, оставленное стариком, превращает Крис в привлекательную невесту, но ее сердце уже отдано Юэну, с которым героиня вскоре играет свадьбу и строит новую семью. Однако на пути счастья девушки встает мировая война…
Каждая страна, каждое государство, имей оно хоть многовековые корни, хоть историю в несколько десятков лет, в годы переломов общественного, политического, культурного строя обязательно расцветает яркими произведениями искусства, превращающимися со временем в подлинные памятники человеческому духу. Русская литература – один огромный пример этому, все великие классические литературные произведения Толстого, Гоголя, Пушкина и десятка других авторов рождались как болевая реакция на исторические переломы. И Россия не одинока в этом следовании неизменному правилу, свои ключевые романы есть у любого народа.
Для Шотландии начала прошлого века такой Книгой Книг стала «Песнь заката» Льюи Грассика Гиббона, вышедшая в конце тридцатых. Главной героиней обширного романа стала девушка, в судьбу, в черты характера которой писатель вложил свое представление о севере Британии. Даже если не обращаться к учебникам истории, в книге, а теперь и в фильме читается настоящая история большой страны, с ее особой болью, маленькими победами и преодолениями.
За экранизацию романа еще в 2012 году взялся Теренс Дэвис – культовый британский режиссер, имеющий свой особый стиль повествования и необычный взгляд даже на самые обыденные вещи. Надо сказать, что сочетание романа и постановщика получилось на редкость удачным – неспешное развитие сюжета идеально ложится на визуально совершенную, но не особенно динамичную стилистику Дэвиса. «Песнь заката» – зрелище тягучее, временами почти останавливающееся, но в этом есть и своя правда жизни, ведь ключевые переломы в судьбе каждого из нас происходят не по заранее известному расписанию, а совершенно непредсказуемо.
Как и автор книги, Дэвис много внимания уделяет символизму происходящего, ведь, как и Гиббон, в образ Крис Гутри он вкладывает представление о самой Шотландии, прекрасной стране, работящей, умной, хозяйственной, но переживающей тяжелые времена. За смертью родителей и уходом родных зритель увидит тяжелые отношения Абердина с Лондоном, появление первых механических приспособлений на ферме Гутри отражает слом старинного сельскохозяйственного уклада и установления индустриальной эпохи. Наконец, тяжелая сцена изнасилования Крис собственным супругом – это легко читающаяся аллюзия на безумие и жестокость войны, заставшей Шотландию врасплох.
В кружеве этих великолепных метафор, тщательно упакованных в привлекательные декорации аккуратного фермерского дома и пейзажи необъятных холмистых просторов и благодатных полей севера, картина смотрится на одном дыхании, а хронометраж, выходящий за пределы двух часов, не выглядит обузой, наоборот, зрителя в финале словно обрывают на чем-то важном. И пусть многие вещи Дэвис артикулирует слишком явно, а финальный монолог Крис едва не превращается в нотацию и морализаторство, «Песнь» остается очень тонким, воздушным произведением, привлекательным для любого поклонника настоящего качественного кино.
Нельзя не отметить и великолепную актерскую работу, в которой первую скрипку с уверенностью держит молодая Агнесс Дэйн. Жизненный путь героини фильма растягивается на внушительный десяток лет, но актриса одинаково уверенно выглядит в кадре и ученицей колледжа, и невестой, и главой семейного предприятия – приятное открытие. Чуть переигрывает ближе к финалу Кевин Гатри, много вложивший в наиболее трагичные сцены картины, зато Питер Муллан в своей немногословности придает первой половине ленты уверенную устойчивость.
Когда у мастеровитого режиссера появляется возможность обратиться к добротной литературной основе, из этого может получиться настоящее большое кино. «Песнь заката» не блистает именами, не может похвастать батальными сценами и спецэффектами, но это именно красивое большое кино, привлекающее глубиной и цельностью. Шотландия должна гордиться такой песнью в свою честь, а другие страны могут позавидовать, ведь более патриотичной картины и не придумать.
С 3 марта в кино.