Провалившаяся попытка Warner Bros. вернуть к жизни лошадь, которая сдохла.
В финале вторых «Фантастических тварей» злой волшебник Геллерт Грин-де-Вальд (тогда ещё Джонни Депп) пообещал очистить мир от магглов, а затем сообщил Криденсу (Эзра Миллер), что тот на самом деле… Дамблдор. Это вызвало недоумение не только у героя, но и у доброй половины зрителей. А сделал могущественный колдун это, чтобы настроить юного обскура против своего заклятого друга и убить соперника, ведь сам Грин-де-Вальд (теперь уже Мадс Миккельсен) по некой причине не может причинять Альбусу Дамблдору (Джуд Лоу) вред.
В первой же сцене третьего фильма нам намекают почему. На «свидании» в ресторане выясняется, что двух магов связывает вовсе не давняя дружба, а бурный роман, который закончился, когда Геллерт стал придерживаться фашистских взглядов на мироустройство. А сражаться волшебники не могут из-за совершенного в молодости ритуала: заклятие, скрепленное их кровью в амулете, убьет того, кто поднимет руку (то есть палочку) на другого.
Каминг-аутом Дамблдора в 2022-м уже никого не удивишь ― о сексуальной ориентации персонажа Джоан Роулинг рассказала несколько лет назад. Поэтому первая тайна, обещанная в титрах, оказалась не такой уж и тайной. Название в общем и его российская локализация в частности вводят в заблуждение: речь идет не столько об Альбусе Дамблдоре, сколько о семействе Дамблдоров как таковом. Ещё один секрет может конкурировать разве что с разгадкой происхождения Рей из «Звёздных войн», а за оставшимися к Рите Скитер не ходи ― всё было известно ещё из книг о Гарри Поттере.
Куда логичнее было бы сократить название до «Тварей Дамблдора», потому что тайн особо нет, а из фантастических зверушек, вокруг которых и придумывалась франшиза изначально, остались только любимчики зрителей (карманный лукотрус и нюхлер) да парочка новичков ― танцующие крабы и малыши цилини. Членистоногих пригласили в кадр, чтобы зрители немного похихикали, а цилини стали чем-то вроде живого Кубка огня (вроде и важны для развития сюжета, но могли быть заменены на что угодно). Зато второстепенных персонажей развелось столько, что они не влезут ни в один бездонный чемоданчик, заколдованный на внутреннее расширение.
Помните заклинание, которое заставляло сокровища в хранилище Беллатрисы Лестрейндж размножаться от прикосновения? Так вот герои «Тварей» плодятся точно так же, когда до них дотрагиваются Джоан Роулинг и ее соавтор Стив Клоувз. Больше нет линий главных и второстепенных, а фильм, по сути, состоит из порой бессмысленных и не самых последовательных перемещений.
По сути, весь хронометраж в два с половиной часа (только он остался у ленты фантастическим) Дамлбдор использует соратников словно сов и отправляет по разным локациям: например, чтобы передать послание президенту Международной конфедерации магов, состоящее всего лишь из одного предложения. Или собирает всех на обед в Хогвартсе, чтобы оттуда сразу же телепортироваться. В целом вместо того, чтобы показать, как предчувствие скорой войны медленно просачивается во все уголки обитания магического и не магического сообщества, и подвести к одной из важнейших битв в истории «поттерианы», сюжет больше скатывается в Санта-Барбару с выяснением, кто кому кем приходится и насколько глубоко все из-за этого страдают.
Такая тенденция наметилась еще в «Преступлениях Грин-де-Вальда» и, кажется, по задумке Джоан Роулинг и Стива Клоувза должна была подвести к тому же главному посылу, что и у «Гарри Поттера»: любовь всегда побеждает зло. Отчасти триумф светлого чувства в триквеле имеет место быть, но при этом одной из главных романтических линий фильм как раз лишился: возлюбленная Ньюта Тина (Кэтрин Уотерстон) появляется лишь на пару минут ближе к финалу, хотя в предыдущих частях была основной героиней.
Франшизу, которая выжила вопреки параду отмены (сперва скандал с Роулинг, потом увольнение Деппа, тюремный срок за изнасилование Кевина Гатри, а теперь и многочисленные проступки Эзры Миллера), не спасает даже старина Мадс Миккельсен. С тем, что датскому актёру роль тёмного мага к лицу куда больше, чем Деппу, не поспоришь, но раскрыться ему в полной мере, как и любому другому герою, не дают. Кажется, ключ к спасению лишь в том, чтобы наложить на всех заклятие забвения, заставив навсегда забыть сюжет уже существующей трилогии, и снять три новых картины, посвящённых Якобу Ковальски (бесподобный Ден Фоглер) — единственному персонажу, у которого есть хоть какое-то развитие.
В конечном итоге единственное, в чём «Тайны Дамблдора» соответствуют духу времени, так это во всеобщей неопределённости. В лучшем случае они могли бы удачно попасть в повестку и стать мрачной рефлексией на происходящие события, сами того не планируя, как это вышло у «Бэтмена». В худшем ― неплохим развлекательным и ностальгирующим блокбастером, с чем более-менее справилась первая часть. Однако картина застряла где-то между и, возможно, прозвучала бы куда более увлекательно в пересказе профессора Бинса ― занудного привидения, который преподаёт историю магии и своими лекциями способен усыпить любого студента Хогвартса, за исключением разве что Гермионы Грейнджер.