Красивый, но пресный южноафриканский мультфильм о зебре без задних полосок и одноглазом леопарде
Красивый, но пресный южноафриканский мультфильм о зебре без задних полосок и одноглазом леопарде
Зебра Кумба родился лишь наполовину полосатым, и потому сородичи всегда считали его «недозеброй» и винили в бедах, которые обрушивались на стадо. Однажды Кумба услышал от матери легенду о том, что в далекой горной пещере есть волшебный источник, который некогда наделил полосками самых первых зебр. Решив во что бы то ни стало отыскать этот источник и заполучить недостающие полоски, Кумба сбежал из стада и отправился на поиски. Его не испугало даже то, что его след взял злобный полуслепой леопард Фанго, верящий, что мясо полуполосатой зебры вернет ему зрение.
Неожиданная параллель – ЮАР похожа на Канаду. В том плане, что она редко производит выдающееся кино, но время от времени поставляет в Голливуд своих актеров и творцов. Достаточно вспомнить Шарлто Коупли и Шарлиз Терон, а также Нила Бломкампа, Ральфа Зимана («Кайт») и Гэвина Худа («Игра Эндера»).
Но пока одни талантливые люди стараются уехать подальше от природных красот и социальных волнений Южной Африки, другие проявляют патриотизм и развивают местное искусство. Таковы, в частности, сотрудники кейптаунской анимационной студии Triggerfish, которые начинали как производители кукольных рекламных роликов, но в 2006 году, через десять лет после основания студии, сменили творческую ориентацию и принялись работать над полнометражными компьютерными мультфильмами, воспевающими фауну и флору ЮАР. В 2012-м Triggerfish выпустила обаятельную «пернатую» картину «Замбезия», а еще через год подготовила к прокату мультфильм о зебрах и прочих обитателях африканских пустошей (в России «Кумба» выходит позже, чем в Южной Африке).
К сожалению, патриотизм качества не гарантирует – в противном случае мы были бы завалены выдающимися мультфильмами со всех концов света. Не дотягивает до американских образцов и «Кумба», хотя о его графике и анимации (с поправкой на неизбежные бюджетные ограничения – картина обошлась менее чем в 20 миллионов долларов) можно сказать только хорошее. Многочисленные персонажи мультфильма забавны и визуально выразительны, их шерсть и перья вполне реалистичны, а пейзажи граничащей с Кейптауном полупустыни Кару настолько красивы, что «Короля сафари» можно крутить в офисах туристических компаний, продающих туры в Африку.
Кстати, к сафари мультфильм никакого отношения не имеет («спасибо» нашим прокатчикам за дезориентирующее название!), и люди в нем не появляются. Только внедорожники, незримые водители которых в начале путешествия Кумбы пытаются поймать необычную зебру и изучить ее аномальный окрас.
К сожалению, эта динамичная сцена, короткая стычка с дикими собаками и кульминация фильма, в которой Фанго и Кумба прыгают по скалам (зебре трудно отбиться от леопарда, но она может от него ускакать!), – единственные «адреналиновые» фрагменты ленты. В остальном картина безбожно скучна, и это связано с тем, что все, кого Кумба встречает по пути к источнику, либо с готовностью ему помогают, либо не могут всерьез ему помешать. А кое-кто даже отправляется в путешествие вместе с ним. Конечно, есть своя прелесть в мультфильме, который, как старая советская песня, предлагает вспомнить, что хороших людей (хороших животных) гораздо больше, чем кровожадных мерзавцев вроде Фанго. Но основа увлекательного повествования – это конфликт, а с ним в «Кумбе» плохо, и одного Фанго для нагнетания страстей совершенно недостаточно, так как герой и злодей пересекаются в кадре лишь в завязке и в концовке фильма.
Кроме того, поскольку Кумбе, за вычетом финальной сцены, постоянно приходят на помощь, герой не выказывает себя таким героем, каким картина вроде бы пытается его представить. Что героического, например, в том, чтобы спрятаться за спину здоровенной антилопы гну? Хотя, конечно, для зебры отбиться от стада и отправиться в неизведанные края – это уже подвиг.
Не слишком нам понравилась и мораль ленты. Фильм доказывает, что быть непохожим на других круто и что Кумба лучше других зебр. Но разве это то, чему мы хотим учить детей? Верная мораль в том, что Кумба не хуже других зебр, потому что внешность не делает человека (или зебру) хуже или лучше. Да, многие западные детские картины выбирают схожий путь, пытаясь гиперкомпенсировать никуда не девшиеся издевательства над непохожими. Но мораль не физика, и «антиложь» не взаимоуничтожается с «ложью», а просто заменяет ее, вселяя неуверенность в тех детей, кто не может похвастаться уникальностью. Так что пора бы уже пропагандировать правду. Тем более в Южной Африке, где расовый вопрос все еще стоит довольно остро.
Наконец, «Кумба» не блещет юмором. Правда, как мы уже упомянули, его персонажи забавны, но этим все и ограничивается. Шуток, от которых хочется смеяться во весь голос, а не просто улыбаться, в фильме нет. И это большая проблема для детской ленты, которая не может похвастаться драйвом и увлекательностью. Красоты красотами, но малыши ходят в кино не ради видов экзотических стран.