Исторический триллер о психбольнице, захваченной пациентами. Кино второсортное, но с яркими звездами
Британия 1899 года. Выпускник Оксфордского медицинского училища Эдвард Ньюгейт (Джим Стерджесс) приезжает на практику в провинциальный приют для психически больных Стоунхерст, где содержатся представители лучших семей империи. Молодого врача радушно встречает глава учреждения Сайлас Лэмб (Бен Кингсли), который с гордостью демонстрирует свои прогрессивные методы. В отличие от прочих психиатрических больниц, в Стоунхерсте пациентам позволяют свободно перемещаться по больнице и выполнять посильную работу, чтобы они чувствовали себя полноправными членами общества. Добросердечный Ньюгейт приходит в восторг от порядков Стоунхерста, но вскоре он узнает его страшную тайну – приютом заведуют пациенты, которые «свергли» врачей и смотрителей и заперли их в подземелье заведения.
Не знаем, как вам, а нам не нравится, когда кино яростно ломится в открытые ворота, во весь голос клеймя то, что мы все давно признали варварством. Да, в Америке, например, есть смысл снимать ленты вроде «Джанго освобожденного» и «12 лет рабства», поскольку расизм и культ довоенного Юга дожили до наших дней, и это все еще болевая точка цивилизации. Но разве у психиатрических пыток (иначе их не назовешь!) конца XIX века есть сейчас хоть один защитник? И разве кто-то спорит, что жизнь психически больных, не отвечающих за свои поступки, должна быть комфортной, даже если они из-за своей болезни совершили страшные преступления?
Психиатрия и общество давно отказались от заключения пациентов в кандалы, пыток их водой и током и искореживания их сознания с помощью лоботомии. И когда «Обитель проклятых» порицает порочные методы доктора Солта (Майкл Кейн), истинного директора Стоунхерста, и восхищается методами Лэмба – пусть и перегибающего палку, но многое делающего правильно и явно помогающего своим «пациентам», – она не провоцирует дискуссию, а лишь констатирует то, что ныне в цивилизованных странах впитывают с молоком матери. Режиссер Брэд Андерсон («Машинист»), однако, делает это с таким пафосом, будто открыл Америку, а не сказал, что дважды два – четыре. И одна сцена за другой пропадает втуне – вместе с теми сценами, где чрезмерное доверие Лэмба к больным приводит к печальным последствиям. Неужели кого-то из зрителей нужно убеждать, что нельзя позволять маньяку-убийце свободно разгуливать среди тех, кто в его вкусе? Даже американские Либералы Либералычи в это не верят.
Все это, впрочем, не главная беда картины. Куда хуже то, что постановщик «Обители» пытается жонглировать множеством жанров и вечно роняет мячики. Триллер, хоррор, историческая драма, социальная сатира, фарсовая комедия, романтическое кино (Эдвард заводит роман с пациенткой в исполнении Кейт Бекинсейл)… Фильм кидается то в одну, то в другую степь и разочаровывает поклонников каждого отдельного жанра.
Хотите увидеть титаническое противостояние Кингсли и Кейна? У них всего пара-тройка совместных сцен. Надеетесь на тонкую и нежную «психическую» историю любви? Она исчерпывается тем, что Ньюгейт всю картину млеет от Элизы, и та в кульминации отвечает взаимностью (сравните с богатой эмоциональной палитрой «Мой парень – псих»). Ждете эпическое финальное сражение Эдварда с Лэмбом на обломках рушащейся утопии? «Битва» ограничивается… Нет, не будем спойлерить. Скажем лишь, что мы вправе были ждать большего. Фанаты же хорроров будут особенно обескуражены – начавшись как ужастик, фильм быстро забывает об этом жанре.
И, кстати, если для Андерсона так важно, чтобы зрители видели в «психах» не уродов, а больных людей, то с какого перепугу он предлагает посмеяться над пациентом, который считает себя конем? Да, это смешно, но такие шутки никак не сочетаются с моралью, которую Андерсон читает публике.
С другой стороны, лента получилась хоть и разбросанной, но стильной и насыщенной, без сюжетных провисаний. Харизматичные звезды – это также бесспорный плюс, и Кингсли безупречен в роли врача-психопата (его герой до попадания в психушку был военным хирургом), а Бекинсейл весьма убедительна в образе сильной, но уязвимой женщины. Плюс Андерсон припас для публики несколько сюрпризов, природу которых мы не будем раскрывать, чтобы не испортить вам впечатление. Так что посмотреть «Обитель» можно, но на многое не рассчитывайте.