Первый фильм Шона Бирна, «Любимые», все же был лучше, но в «Дарах смерти», несмотря на их сюжетную простоту, тоже немало хорошего
Первый фильм Шона Бирна, «Любимые», все же был лучше, но в «Дарах смерти», несмотря на их сюжетную простоту, тоже немало хорошего.
Семья художника Джесси Хеллмана (Итан Эмбри) перебирается в большой дом, хозяева которого – пожилая пара – не так давно умерли, из-за чего жилище продается за бесценок. На новом месте Джесси посещает темное вдохновение, и вместо фрески с бабочками по заказу банка он рисует картину, на которой присутствуют перевернутый крест, кричащие души детей и его собственная дочь Зои (Кьяра Гласко) в огне. А тем временем в дом то и дело наведывается сын его бывших хозяев Рэй – мужчину постоянно терзают невидимые голоса, которые заставляют его совершать кошмарные вещи.
Австралиец Шон Бирн обратил на себя внимание слэшером «Любимые», который, как уже сейчас можно утверждать, оказался одним из лучших хорроров своего десятилетия. «Даров смерти» поклонникам новоявленного таланта пришлось ждать аж шесть лет, и хотя он слегка уступает «Любимым», уже можно с уверенностью говорить о том, что перед нами постановщик со своим уникальным стилем – таких в трейлерах к блокбастерам любят называть «визионерами».
Если «Любимые» занятным образом подделывались под «ванильные» молодежные ромкомы 80-х, то «Дары смерти» уходят в другую плоскость – это кино, пропитанное потом и пронизанное тяжелыми гитарными риффами. Джесси – металлист со стажем и свободный художник, его дочь Зои – начинающая «хэдбэнгерша», мечтающая об электрогитаре на день рождения. Тема тяжелой музыки вплетена в ленту немного нарочито (рядом с абсолютно «нормальной» женой Джесси смотрится инопланетным фриком, друг другу они не подходят совершенно), но основательно – Рэй прибегает к помощи тяжелых «запилов», чтобы заглушить голоса в голове, а финальная разборка происходит при активном участии электрогитары.
В принципе, если убрать эти «украшалки», мы получим довольно прямолинейный и, пожалуй, даже банальный паранормальный ужастик, но дело в том, что убирать-то эти «украшалки» ни в коем случае не следует – в данном случае фильм «делает» густой и выразительный визуальный стиль, уверенно выделяющий «Дары смерти» из сонма себе подобных и спасающий даже тогда, когда картина начинает притормаживать (а во второй половине она притормаживает весьма ощутимо).
Отдельно стоит выделить актерские работы – среди них нет таких, за которые выдвигают на «Оскар», но они определенно украсили бы любую актерскую фильмографию. Итан Эмбри словно вновь изображает своего подросшего героя из культового «Магазина Империя» – патлатый и весь в татуировках, но беззлобный добряк по жизни, заботливый муж и ответственный отец. Пруитт Тэйлор-Винс убедительно играет безобидного с виду тюфяка, которого навязчивая одержимость делает крайне опасной и непредсказуемой личностью. От юной Кьяры Гласко требуется немного, но она прекрасно подыгрывает Эмбри, благодаря чему у них получается один из самых ярких и харизматичных кинодуэтов за последнее время.
«Дары смерти» вряд ли удивят видавших виды поклонников хоррора, но это фильм, который хочется не столько смотреть, сколько рассматривать: как здорово сделано это, как интересно придумано то, с какой любовью выписаны персонажи и как много обнаруживается всяких интересных штрихов и пометок «на полях». Да, это не такой бескомпромиссный, жесткий и острый фильм, как те же «Любимые», но в том, что это работы одного человека, сомневаться не приходится.
С 15 декабря в кино.