У нас по сю пору разные твердые государственники строчат гадости про Зорге. Ничего, мол, не сообщал о 22 июня, не вылезал из борделей и вообще был двойной агент. "А вот Павел Судоплатов зато"... Может, утрутся теперь, когда на основе японских рассекреченных материалов старый японец, на собственной шкуре помнящий Вторую мировую, посвятил большой фильм героическому русскому шпиону в Японии перед Второй мировой войной. "Шпион Зорге" Масахиро Шинода -- просто даже гимн какой-то, даже неловко...
С другой стороны, первые минут пятнадцать хотелось взглянуть на начало, поставить галочку – и домой. Поздно, холодно, а кино – на целых три часа, а ты весь сюжет знаешь еще из сорокалетней давности франко-итало-немецкого фильма Ива Чампи "Кто вы, доктор Зорге?". Жак Бертье в главной роли тогда тебе тоже очень понравился. Кстати, у нас как раз были вынуждены признаться, что Зорге вообще-то был, и был наш, и судорожно назвать Героем Советского Союза, и улицу назвать, и памятник поставить – только после этого фильма 1960 года. До того его как бы не было. Вот и сейчас немцы сняли с японцами, а мы все тошним разными "Дневниками камикадзе". Но, короче, минут через двадцать ушли все, кроме тех, кто хотел уйти изначально. "Шпион Зорге" оказался эпосом со знаковой фамилией про все остальное, помимо сюжета. Это как Жанна Д'Арк – сколько ни снимай, изгадить довольно сложно.
В-третьих, самое интересное, что в этой интеллигенции в Юго-Восточной Азии 30-х годов ХХ века Масахиро Шинода нашел те тонкости повседневности, которые все решают на самом-самом деле. Зацепки слабели день ото дня, там – агрессии, тут – репрессии, и что же остается? Все кино не для дураков очень четко показано, что интеллигентам остается для жизни. В их число попадает не только "Рамзай", но, конечно, японец Одзаки, японка Хадзуки, немецкий посол, жена немецкого посла. Кто посмотрит – тот поймет. Сам Зорге – просто редкий случай, как можно обманывать столько баб и даже в их глазах быть ни в чем не виноватым. Это когда другого выхода не было, а если даже немножечко любовался собой, пел "O sole mio" (жена беременная) – так и слава богу, хоть какая-то радость. Два эпизода по драматургии просто на все времена – когда Зорге в последний раз смотрел в глаза немецкому послу, а тот отдал ему честь, и когда после войны японка опознавала его скелет. "Нет-нет, я эти ботинки помню".
Создавая в наши времена свой реликтовый героический эпос, Масахиро Шинода тоже расстарался в героическом ключе. Мужику 72 года, но вы любите компьютерную графику. И вот весь довоенный Токио он взял и безупречно-нагло нарисовал на компьютере. Только не так, как рисуют "Лару Крофт". "Шпион Зорге" снят, будто с фантазией и энергией режиссеров 30-х годов, создававших весь кинематограф как таковой и придумывавших каждый кадр, ставший потом классическим, но при этом как если бы в руки им попали все нынешние технологии. Компьютер-то весь – фигуры на контровом, потому что важны фигуры. Но позориться с фоном, где вдруг в 1932 году появятся ЛЭП или троллейбусные провода, тоже невыносимо. Зато везде, где можно было обойтись без компьютера, класс режиссуры какой-то офигительный.
Пара кадров для кинокритика, поражающих воображение навсегда, сотня – публике, которой "сделали красиво", но последнее, что догадался Масахиро Шинода – взять на главную роль абсолютно харизматического артиста. Слабо верится, что Йен Гленн в "Ларе Крофт" недавно позировал. Это ж явно глаза молодого Питера О'Тула. Англичанин Йен Гленн, скромный, сорокалетний, второплановый, рыжий, знает, оказывается, все про Сталина и про Гитлера, про Джеймс Бонда и Штирлица, про женщин и детей, про Японию и Китай. Он знает даже про Коминтерн и умеет быть повешенным, как Франсуа Вийон. Единственное, о чем можно лишь пожалеть – японцы всегда все рассказывают до упора. Но англичанин – он же не идиот, и последние полчаса фильма я б отрезала на его месте немедля. Ну, никуда они, совсем никуда.