Не безупречная, но трогательная, обаятельная и глубокая мелодрама об умирающих влюбленных подростках
Шестнадцатилетняя Хейзел Грейс Ланкастер (Шайлин Вудли) медленно умирает от рака легких. Девушку удерживает на плаву лишь экспериментальное лекарство, которое помогает ей дольше, чем большинству пациентов. По настоянию матери Хейзел посещает группу поддержки для раковых больных, и однажды она знакомится там с 18-летним Августом Уотерсом (Ансель Элгорт), который потерял ногу и баскетбольную карьеру в борьбе с остеосаркомой. Подростки сразу же начинают строить друг другу глазки, и вскоре они становятся лучшими друзьями и влюбленной парой.
Новый подростковый кинохит (снятый за копейки фильм уже собрал более 280 миллионов долларов в мировом прокате), «Виноваты звезды» – зеркальное отражение «Сумерек». В то время как герои Стефани Майер жили вечно, но казались эмоционально мертвыми и слегка оживающими лишь во время признаний в любви, персонажи перенесенного на экран романа Джона Грина умирают у зрителей на глазах (некоторые из них дотягивают до финальных титров, но смерть для них – лишь вопрос времени), однако предстают воплощениями энергии, остроумия и предприимчивости.
Август, например, легко мог бы выиграть конкурс на звание самого романтичного протагониста среди героев свежего «девичьего» кино. К чертям мрачных и загадочных – да здравствует веселый и открытый герой, который тратит свое предсмертное желание (в Америке есть благотворительные фонды, исполняющие желания смертельно больных детей), чтобы съездить с любимой девушкой в Амстердам и повидаться с ее любимым писателем (Уиллем Дефо)! А как он признается в любви! Его слова так и хочется распечатать и повесить на стену, чтобы сделать их лозунгом своей жизни. Мы уже видели Элгорта в «Дивергенте», где он играл брата героини Вудли, но в роли Калеба парень был лишь бледной тенью. В «Виноваты звезды» же он искрится не хуже «сумеречных» вампиров и обходится при этом без спецэффектов.
Как обычно в подобных лентах, Хейзел уступает Августу в блеске, но также предстает девушкой, с которой было бы приятно и интересно познакомиться в любом возрасте. Если не для романа, то для дружбы и общения. Начитанная, остроумная, обаятельная, несгибаемая, уверенная в себе, трезво смотрящая на вещи и больше заботящаяся о близких, чем о себе, Хейзел как романтическая героиня дает фору и смурной Китнисс, и блеклой Белле, и смотрящей на своего любимого снизу вверх Трис. Ее не портят ни естественная для раковой больной короткая стрижка, ни канюля в носу и баллон с кислородом, без которых девушка не могла бы дышать.
Из всех юных влюбленных пар, которых мы видели в последние годы, Хейзел и Август более всего заслуживают совместного счастья. Тем трагичнее судьба этих ребят, которым судьба отпускает лишь несколько месяцев счастья. И тем больше хочется плакать, когда картина, начинающаяся как романтическая комедия (хотя и с порой висельным юмором), постепенно перерастает в драму. Нужно быть суровым и циничным критиком, чтобы на сеансе «Звезд» удержаться от слез. Поклонницы и поклонники жанра плачут навзрыд, когда видят, как смело держатся герои перед лицом надвигающегося расставания, как они стараются с толком использовать каждый оставшийся у них день и на какие глубокие, нетипичные для подростков мысли наводит их приближение смерти.
Есть ли у фильма недостатки? Да, это далеко не такое динамичное кино, как подростковые экшен-блокбастеры, и даже по меркам разговорных драм «Виноваты звезды» могли бы быть моторнее – особенно в первых двух третях повествования. Кроме того, сюжетная линия, связанная с героем Дефо, получилась неуклюжей и, пожалуй, излишней для картины – равно как и для книги («Виноваты звезды» – близкая к тексту экранизация). Наверняка можно было придумать более изящный повод для путешествия в Амстердам или интереснее развить тему любимой книги Хейзел. Наконец, романтичность картины порой зашкаливает и доходит до пошлости, и это определенно не кино для людей с особенно тонким художественным вкусом.
Тем не менее в своем жанре «Виноваты звезды» – более чем достойное кино, и тем, кто такие ленты любит, его нельзя пропустить. Хотя бы ради великолепной пары Вудли-Элгорт. Они не слишком впечатлили нас в «Дивергенте», но в новой картине они на своем месте и в образах, которые им на роду написано играть.