![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
От документального фильма до аниме — собрали несколько проектов, в которых оживает история Анны Франк.
От документального фильма до аниме — собрали несколько проектов, в которых оживает история Анны Франк. .
Фильм Джорджа Стивенса вполне заслуживает звания классической адаптации дневника Анны Франк. Основанная в первую очередь на бродвейской пьесе Фрэнсиса Гудрича и Альберта Хэкетта картина получила целых три статуэтки «Оскар» и прочно закрепилась на полке байопиков военного времени.
Сквозь черно-белое полотно режиссер демонстрирует масштаб бедствия двух семей, которые пытаются продолжить обычную жизнь в убежище. В загроможденном пространстве и в условиях постоянного риска быть найденными гестапо соседи и друзья ведут разговоры на разные темы и пытаются душить свой страх. В центре кошмара — юная школьница Анна с тетрадью в руках и бессмертным духом внутри, для которой фантазии и писательство оказываются оплотом спасения.
Лауреат премии «Оскар» за лучший документальный фильм бережно прочерчивает образ Анны и семьи Франков, используя архивные материалы и современные интервью.
Джон Блэр не просто пролистывает страницы дневника, который, как известно, заканчивается за три дня до того, как гестапо арестовало всех, кто прятался в убежище. Режиссер рассказывает историю сразу с нескольких точек зрения — женщины, которая прятала Франков, выживших подруг, а также очевидцев, которые видели девочку незадолго до смерти. Благодаря такому методу зритель получает более точное представление об очаровательной и не на шутку своевольной девушке, чьи записи стали символом времени.
Кажется, в коллекции адаптаций жизни Анны Франк можно отыскать картину на любой вкус: от драматического трехчасового кино до неторопливого мини-сериала. Однако мало кто знает, что среди всех этих работ припрятано и аниме. Японский кинематографист Акинори Нагаока применяет блеклые оттенки и спокойный темп, чтобы изобразить ускользающую жизнь юной девочки. Это все та же хроника загнанного в угол семейства, но впервые показанная с помощью анимации. Тонкая рисовка не превращает героев в карикатурных персонажей, они изображены как исторические личности, знакомые многим. В результате мультипликация, способная на первый взгляд смягчить острые углы, ничуть не умаляет чувство всепоглощающего страха.
Фестивальная картина Ханса Штайнбихлера, так же как и другие фильмы в нашем списке, занимает особое место в кинематографической эпопее Анны Франк. Несмотря на то что семья девочки была родом из Германии, экранизация 2015 году — первая немецкоязычная версия истории. Как и большинство адаптаций, основная часть хронометража знакомит нас с повседневностью в убежище. Но, в отличие от других фильмов, картина Штайнбихлер берет за основу расширенную версию дневника, опубликованную в 1991 году: к уже имевшимся записям были добавлены фрагменты, которые отец девочки ранее изъял из-за нелестных слов дочери о матери и браке супругов. Благодаря такому смелому режиссерскому шагу Анна перестает быть мифической школьницей из прошлого и превращается в живого подростка со своими капризами и обидами на окружающих.
При переносе мыслей юной писательницы на экраны постановщикам нередко приходилось сокращать материал, чтобы полнометражный фильм не затянулся на долгие часы. Очевидным решением является расширение экранизации до сериала, и Роберт Дорнхельм оказался одним из первых, кто разделил историю Анны на отдельные эпизоды. Впрочем, в конечном итоге мини-сериал составляет всего 180 минут — иначе говоря, номинант на «Золотой глобус» может прийтись по душе не только любителям телевизионных драм.
Стоит отметить, что проект Дорнхельма не следует по пятам дневниковых записей школьницы. Телесериал сделан по мотивам книги Мелиссы Мюллер «Анна Франк: Биография» — это первое полное жизнеописание нашей героини. Австрийская журналистка собрала ряд исторических документов и интервью для более детального погружения в судьбы жертв холокоста. Столь богатый источник как нельзя лучше лег в основу мини-сериала «Анна Франк», который по-своему приоткрыл завесу прерванной жизни еврейки.
После многочисленных адаптаций дневниковых записей Франк пришло время рассказать историю немного с иного ракурса. Бен Сомбогаарт берет за основу всем известную трагедию и переносит акцент на другую фигуру – Ханну Гослар, лучшую подругу Анны, которой удалось выжить в Берген-Бельзене и поделиться с миром собственными воспоминаниями.
В наполненном страхом 1942 году две девочки прогуливаются по улицам Амстердама, заигрывают с мальчиками и делятся сокровенным. На фоне жестокости войны прорисовывается нежный портрет дружбы двух школьниц, чье детство было беспощадно украдено. Крепким узам едва ли могли помешать нависшие тучи беспокойства и высокие заборы в концентрационном лагере: подруги до последнего не переставали протягивать друг другу руку помощи и хранить внутри огонек надежды.
Анимационная лента Ари Фольмана — еще один взгляд со стороны на жизнь и наследие печально известной еврейки. На этот раз на первый план выходит рыжеволосая девушка Китти — воображаемая подруга Анны, к которой она обращалась в своих записях.
В современном Амстердаме в музее Анны Франк хранится драгоценная тетрадь, на которую ежедневно приходит взглянуть многочисленная толпа туристов. Однажды ночью во время грозы происходит нечто необычное: с выцветших листов сходит Китти — девочка, которой не известно, что произошло с ее создательницей. Захватив дневник, гостья из 40-х отправляется на поиски единственной подруги. Тут и там выглядывают здания, посвященные Анне, но, увы, самой темноволосой товарки нигде нет. В переплетении двух временных отрезков режиссер успевает показать как Анну, чье богатое воображение стало живительной силой, так и Китти, которая не прочь напомнить всем нам, что значит быть человеком.