Объявленные на днях номинанты на премию Американской киноакадемии традиционно наделали немало шума
Разумеется, впечатляющие результаты фантастической драмы «Форма воды» привлекают внимание более всего – все-таки не столь часто главным претендентом на «Оскар» становится фильм, адресованный самому массовому зрителю, сочетающий в себе не самые «престижные» жанры фантастики и фэнтези, да еще и снятый в стилистике давно ушедшей эпохи. Для тех, кто пристально следит за происходящим в кино, впрочем, доминирование картины Гильермо Дель Торо сюрпризом не стало – фильм уже отмечен призами Венецианского кинофестиваля, «Золотыми глобусами» и массой иных наград со всего света, «Оскар» может лишь поставить жирную точку под внушительным списком. Куда интереснее всматриваться в детали, ведь сверкание фаворита многое скрыло от глаз обывателя, а между тем в списках номинантов можно встретить в этом году удивительные вещи.
Например, обратите внимание на то, как помолодел состав номинированных. В категории «лучший актер» на приз претендуют два совсем «зеленых» артиста: Дэниелу Калуе 28 лет, а Тимоти Шаламе – всего 22, и он самый молодой номинированный в этом разделе актер с 1944 года. Победа ему, впрочем, светит вряд ли, тягаться с Гэри Олдманом ему рановато. Аналогичная ситуация сложилась и в женском состязании – за право зваться «лучшей актрисой» потягаются 27-летняя Марго Робби и 23-летняя Сирша Ронан. Да и Салли Хокинс всего 41, это к вопросу о том, что в Голливуде женщинам за сорок не дают интересных ролей. Дают, и еще как! Но и здесь статуэтка, скорее всего, уплывет в другие руки – слишком уж хороша была Фрэнсис МакДорманд, а Мерил Стрип одним своим именем вызывает оцепенение и у конкуренток, и у академиков. В противовес молодым актерам можно отметить номинацию Кристоферу Пламмеру, подбирающемуся к девятому десятку, но это скорее дань уважения и определенное «фи» в сторону Кевина Спейси, замененного на площадке «Всех денег мира» именно Пламмером.
Пойдем дальше. Возможно, для многих остался незамеченным или проигнорированным факт появления в четырех номинациях картины «Ферма Мадбаунд». Действительно, кино это в кинотеатрах не шло и к прокату не планируется, ведь его производителем и владельцем прав на показ является видеосервис Netflix. Стриминговый гигант давно подбирался к высоким наградам и сейчас, кажется, имеет определенные шансы на признание. Пусть «Мадбаунд» и не номинировался в категориях «лучший фильм» и «лучший режиссер», но он имеет все шансы получить статуэтки за сценарий и работы актрисы и певицы Мэри Джей Блайдж и оператора Рэйчел Моррисон.
Последнее особенно интересно, ведь Рэйчел Моррисон – первая женщина-оператор, номинированная на «Оскар». Это ли не победа феминизма?! Знатоки кино припомнят немало достойно владеющих камерой женщин – Мариза Альберти, Мэнди Уокер, Эллен Керас, – но так близко к важнейшему для любого кинематографиста призу дамы подбираются впервые. Пусть же это послужит переломом в застоявшейся традиции. Возвращаясь же к Netflix, поспешим отметить, что даже если с «Фермой Мадбаунд» у компании ничего не выгорит, долго отмахиваться от нее Киноакадемия не сможет – силами сервиса готовится «Ирландец» Мартина Скорсезе, и вот его проигнорировать будет совершенно невозможно.
Переходим к режиссуре. С весны шли разговоры о том, что пора бы мужскую компанию в номинации «лучший режиссер» разбавить женщиной, и имелась в виду, разумеется, Пэтти Дженкинс, поставившая удивившую многих «Чудо-женщину». Настолько радикальных шагов академия предпринимать не стала (о кинокомиксах вообще разговор отдельный), но даму номинировала – в числе претенденток на приз оказалась Грета Гервиг, режиссер трогательной ленты «Леди Берд». Гервиг – всего лишь пятая женщина в истории, номинированная в этом разделе, и первая с 2010 года, когда «Оскар» ушел Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури». Яркое появление Гервиг характерно еще и тем, что ее кино – сущая женская безделица, очень милая и душевная, но выглядящая наивно на фоне суровых мужских «Дюнкерка» и «Темных времен». Главная статуэтка «Леди Берд», конечно, не достанется, но лучик света в темное царство все-таки пробился.
Так вот о комиксах. Известно, что критики супергеройское кино не особенно жалуют. Нет, в технических номинациях у фильмов о Мстителях, Людях Икс и Лиге справедливости все хорошо, их регулярно номинируют и заслуженно награждают, но вот в «серьезных» категориях подобные ленты не привечают. Единственное исключение – посмертное награждение Хита Леджера за роль Джокера в «Темном рыцаре», но и тогда этот фильм ограничился одной «первостепенной» номинацией. Казалось бы, не случилось прорыва и в этом году – Дженкинс, как мы уже говорили, осталась за бортом, а Хью Джекман и Патрик Стюарт даже не рассматривались всерьез, несмотря на блестящую работу в «Логане», и все же подвижка есть. «Логан» номинирован на «Оскар» в категории «лучший адаптированный сценарий» – и это важнейший прецедент: комиксы официально признаются литературой, на основе которой можно и нужно снимать большое, серьезное, глубокое кино, способное не только развлекать, но и пронзать чувствами и эмоциями. А вот сможет ли кто-то в ближайшее время продолжить начинание Джеймса Мэнголда – большой вопрос, но академия уже не кажется такой неприступной.
Ну а на сладкое мы оставили разговор о «Прочь». Наверное, поклонникам фильма Джордана Пила хотелось бы большего, чем четыре номинации, но в текущей ситуации и нынешнее достижение – Достижение. А уж если картина возьмет хотя бы половину из возможных призов – это будет фантастика! Почему номинации «Прочь» важны? По ряду причин. Главная – это первый с незапамятных времен номинированный на «лучший фильм» хоррор, а ужастики академики не любят даже больше, чем супергероев («Челюсти», «Молчание ягнят», «Черный лебедь», «Шестое чувство» – все-таки не совсем жанровое кино). Другая – Джордан Пил стал пятым чернокожим режиссером, номинированным на «Оскар», результат, сравнимый с успехом Гервиг. Наконец, «Прочь» – кино, созданное командой талантливых экспериментаторов и даже дебютантов. Кому, как не им, двигать «Оскар» в будущее?
Итак, чем «Оскар-2018» может удивить и показать свою способность меняться и быть ближе массовому зрителю? «Логаном» и «Прочь» академия открывает дорогу в большой мир жанровому кино, номинацией Пила и Гервиг демонстрирует готовность принять новых членов, ориентацией на молодежь делает ставку на новую аудиторию. Кажется, барьеры действительно начали рушиться, а некогда нещадно критикуемая система получила мощный толчок роста. Ждем церемонии награждения и надеемся, что все указанное – не случайность, а продуманная политика, устремленная в будущее.