Дорогостоящий, но нелепый блокбастер HBO о том, как трудно жить в викторианском Лондоне людям с суперспособностями.
Лондон конца XIX века. После крайне странного события, в котором, судя по всему, замешан корабль НЛО, у жителей города (преимущественно женщин) начинают появляться сверхспособности. Три года спустя многие из них стали изгоями: религиозные фанатики считают их бесноватыми, одержимые врачи препарируют их в попытках узнать источник силы, а обеспокоенные аристократы видят в их существовании антимонархический заговор. Обителью «затронутых» девушек становится приют святой Ромуалдас — руководят им вдова Амалия Тру и изобретательница Пэненс Эдейр: первая хорошо дерется и видит отрывками будущее, вторая видит… электричество и создает стимпанк-гаджеты. Вместе они пытаются спасти бедных девушек от смерти и изменить общественное мнение о «затронутых».
После долгожданного релиза «Лиги справедливости» Зака Снайдера (или даже раньше — после выхода оригинальной версии) главным врагом народа стал Джосс Уидон — человек, который в нулевых был одним из самых успешных шоураннеров на американском ТВ, а в 2010-х помог Marvel превратить «Мстителей» в международный феномен. Консенсус такой: Уидон — не самый приятный человек, такой вот упивающийся властью творец, который с одинаковым успехом может оскорбить актеров или сделать какой-нибудь актрисе неуместный комплимент. Главной жертвой его непрофессионализма выставляют Рэя Фишера, но на самом деле даже бывшие коллеги с сериалов «Баффи — истребительница вампиров» и «Ангел» не стесняются ретроспективно называть его — здесь подставьте универсальное ругательство. Количество негативных отзывов увеличилось настолько, что осенью прошлого года во время постпродакшена Уидону пришлось, сославшись на усталость, оставить пост шоураннера «Невероятных» — его первого и, видимо, последнего кабельного сериала.
Хорошие новости для преданных фанатов Джосса Уидона: это все еще его сериал! Было бы, конечно, иронично, если отснятый Уидоном материал разбавили бы доснятыми на скорую руку сценами и перемонтировали в полную кашу, но после четырех эпизодов есть ощущение, что до зрителя дошло ровно то, что планировал сам создатель. Сильные героини, легкий юмор, внутрикомандная динамика, изобретательный экшен — все это на месте. Другое дело, что эти элементы, которые выделяли «Баффи», «Ангела», «Светлячка» или «Кукольный дом» среди других сериалов нулевых, давно стали индустриальной нормой. Не изменился сам Уидон, он будто вообще не следил за эволюцией сериалов в 2010-х и решил создать «Невероятных» по своим старым лекалам — получился такой незамысловатый и сценарно устаревший сериал конца нулевых, зато с киношным продакшеном. Огромная массовка, натуралистично нарисованные вылетающие из рук фаерболы, трехметровая девушка в кадре, погони по тщательно воссозданным нищим улицам Лондона — все очень красиво, но какой в этом смысл, если каждые три минуты зритель либо зевает, либо недоуменно закатывает глаза?
Самый явный пример творческой деградации Уидона — его талант прописывать сильных героинь. Основной принцип остался тот же: не такая как все, маргинализированная девушка отстаивает свое право на существование. Раньше Уидон работал искренне, поэтому у него получалось органично написать и развить историю о противостоянии героини и принятых норм, теперь он скорее отвечает на общественный запрос, но не идет дальше почти комедийной идеи «что если…. у женщин появились суперспособности, а белые мужчины остались недовольны». Здесь обширное исследовательское поле — патриархальное общество до возникновения движения суфражисток, мужчины, буквально превратившиеся в «слабый пол», но создатели не реализовали даже десятой части потенциала истории. Этим «Невероятные» напоминают поздние сезоны «Рассказа служанки» — сериала, который начался как выдающаяся экранизация великой книги Маргарет Этвуд, но быстро деградировал до односложного социального комментария об угнетении женщин в эпоху Трампа.
Конечно, кто-то, наоборот, обрадуется невнятной репрезентации феминистских идей, но без этого становится практически невозможным оправдать существование «Невероятных». Это просто нелепая woke-смесь «Людей Икс» и «Лиги выдающихся джентльменов» — неповоротливая пародия со сборником клише без оригинального взгляда и попыток если не деконструировать, то хотя бы обогатить чем-то новым жанр. После четырех эпизодов вообще не ясно, куда движется сериал. Перегруженная сюжетными арками и героями история пока что сводится к парочке невнятных идей: eat the rich — все зло идет от богатых; будь собой и держись таких же обездоленных. Наверное, этого хватило бы неприхотливому ТВ-блокбастеру, чтобы стать легким супергеройским guilty pleasure на пару вечеров, но для драмы, отводящей большую часть хронометража серьезным обсуждениям природы силы и заговорам аристократов, это, увы, смертельный приговор.