
На премьеру нового фильма Александра Сокурова о как бы болезни Ленина под названием "Телец" в один кинотеатр пришли Валерия Новодворская, Анатолий Чубайс и Борис Немцов, а в другой кинотеатр - Марк Захаров. В случае с этим фильмом речь идет не о славе свободного художника, а о власти как таковой.
Режиссер в первый раз на "Тельце" стал также оператором, и его изобразительному искусству теперь подвластно все. Изображение буквально бесподобно. Некто, похожий на Ленина и проснувшийся утром старым, больным и голым (Леонид Мозговой) – лишь фрагмент призрачного интерьера. И неглавное, что его обхамил дневальный, а потом он пытался пикироваться с врачом – по-немецки, чтобы мозги размять, – но умножить 17 на 22 был уже неспособен. Что позже поехал гулять с некой жуткой старухой, похожей на Крупскую (Мария Кузнецова), говорил о смерти и партии, все еще ходил сам. Что еще позже встретился с неким усатым гостем, похожим на Сталина, и с ним говорил о смерти и партии, и все еще сам кивал и интриговал.
-- Фильм меняет отношение к Ленину или к смерти?
-- Хорошо, если к Ленину, но это вряд ли. Когда искусство так уж сильно влияло на людей? Однако для меня фильм стал поводом большого переосмысления. Я с образом "великого вождя" родился и долго жил, и если есть какое-то покаяние для нерелигиозного человека – у меня оно в этой роли. Заповедь "Не сотвори себе кумира" должна быть действенной.
-- А раньше вы так не думали?
-- Я, в общем, неполитизированный, необщественный человек, и серьезно переосмыслять все начал лишь по ходу работы, особенно когда читал кое-какие нередактированные воспоминания 24-25го годов. Там все очень живо: рыжий, конопатый, злой, крикливый фанатик на разных этапах циклотимии. И моей задачей стало понять больного человека в трагической ситуации. Гитлер, которого я изображаю в "Молохе", еще не проиграл Сталинград, а здесь уже все трагично. Полное одиночество, нелюбимая жена, ученики отвернулись, обслуга, скорей, стережет, нежели охраняет, и все им, моим персонажем, осознается.
-- Большинство фактов общеизвестно, но как вы их соединяли для себя?
-- Мое дело – наполнить форму, заданную Сокуровым. В финале он просто стоял за камерой и диктовал, что делать, а я должен был в долю секунды оправдывать то, что он говорит. Финал снимался с одного дубля. Кстати, в "Тельце" я вдруг поймал себя на том, что сострадаю своему персонажу. Ни на "Камне", ни на "Молохе" такого не было. Здесь я играл того, кто очень многое понял, но уже бессилен что-либо изменить.
-- Насколько велика роль Сокурова в вашей жизни?
-- Он – это моя судьба. За десять лет знакомства я стал другим человеком. Актерская зависимость: мне говорят, со съемок стал приходить с другими глазами. Даже если я не соглашаюсь с его мыслью, все равно ее быстро улавливаю. Например, в сценарии нет фразы: "А Троцкий будет против". Это моя идея, но она вошла в фильм, и Александр Николаевич тут же придумал к ней подмигивание – он очень любит импровизацию.
-- Вы в принципе ставите Сокурова над собой?
-- Да, он – большая личность. Себя я большой личностью не считаю, я считаю себя приличным актером. Но, поймите, я знаю многих прекрасных актеров, которые плохо играют в плохих руках. А я даже своей профессией на экране занимался только с ним, под его руководством.
-- И это не позволяет разговаривать на равных?
-- Быть ему равным собеседником я не могу. Он философ, он глубок, глубоко нравственен. Вот мои друзья из Петербургского университета попросили его прочитать несколько лекций для студентов кафедры этики и эстетики, и были блистательные лекции. Я так не умею, не могу говорить…
-- Вы считаете, что подчиненность – в общем-то, норма жизни?
-- Нам вечно долбили: "Мы не рабы, рабы не мы", а правдой это не было. Хотя сам я - не раб, у меня есть чувство собственного достоинства. Моя юность пришлась на 60е годы, и многие начальники пытались меня сломать. Но я упрямый: очень спокойный, мягкий, но переубедить практически невозможно.
-- Почему?
-- Жизнь была довольно трудной, многое пришлось преодолевать. Я с детства стремился к сцене, а после школы испугался и пошел с друзьями в летное училище. Налетал одиннадцать часов, организовал в части хор и литературные чтения, потом бросил. Три раза поступал в театральное, не брали. В результате попал на потрясающий последний курс Бориса Зона – с Додиным, Теняковой, Антоновой. Пять лет проработал в Театре музкомедии с Богдановой-Чесноковой, ушел на литературную эстраду. За тридцать лет сделал пятнадцать моноспектаклей. Я одиночка: театр внутри меня. С Сокуровым встретился совершенно случайно – второй режиссер оказалась моей знакомой.
-- Вы были бы рады, если бы он пригласил вас в остальные части своего цикла о людях у власти?
-- Конечно, я у него готов играть все. Но я это не предполагаю, так как понимаю, что у кинорежиссера совсем другие задачи. Он не должен быть занят судьбой артиста.