В Багдаде все посконно.
Вдохновленная успехом студии Marvel в запуске телевизионного спинн-оффа про нордического бога Локи, французская Ubisoft попыталась повторить трюк в игровом сеттинге. Assassin’s Creed Mirage — история то ли древнего бога, то ли предателя в рядах ассасинов, которая должна была вернуть франшизу к славным корням и выковать новую легенду калибра Эцио Аудиторе да Фиренце. Французский Локи, однако, оказался Ишаком, — а точнее Исхаком, — и фокус не удался.
У героя Mirage Басима ибн Исхака был высокий старт. Он победил всенародно обожаемого протагониста Assassin's Creed Valhalla. Его нарядили в костюм Альтаира и поместили в сеттинг, максимально приближенный к локациям оригинальной, первой части Assassin’s Creed. Ради него разработчики проигнорировали успехи трех последних экшен-ориентированных частей франшизы и вернулись к модели, фундаментально построенной на стелс-миссиях.
Все эти невероятные усилия не помогли сделать центрального персонажа Assassin’s Creed Mirage интересным хотя бы на пару минут. В нем нет итальянского флера Эцио, нордического стоицизма Эйвора или теплой харизмы Кассандры. Басим абсолютно стерилен, словно чистый лист бумаги, на котором забыли записать хотя бы одно человеческое качество или эмоцию. На протяжении многочисленных диалогов в Mirage он просто говорящая голова, бесстрастно читающая вслух подстрочник.
Впрочем, именно такому холодному персонажу в реальном мире могли бы поручить сложную миссию устранения нескольких высокопоставленных лиц в государственной машине Аббасидского халифата в ее столице, городе-миллионнике Багдаде. Каждая из целей прячется в хорошо охраняемых кварталах великолепно реконструированного города на берегу реки Тигр. Добраться до них по крышам и отвесным стенам может только хашишин, вооруженный паркуром, тайным клинком и ручным орлом-дроном.
Здесь на сцену торжественно выходит классическая модель геймплея ранних Assassin’s Creed, которую никто не встречал в мире живых уже с десяток лет. Разработчики Ubisoft воспроизвели ее для современных платформ настолько достоверно, что прихватили с собой все знаменитые ностальгические баги и идиосинкразии. Например, Басим, словно Альтаир или Эцио, склонен ловко и совершенно непрошенно отталкиваться от стен и бесцельно падать с самой высокой башни навстречу неизбежной кончине. Смеяться над этим багом устали еще во втором «Ведьмаке».
В напарники к кривому паркуру в Mirage воссоздали не уступающую ему стелс-механику. По замыслу создателей Басим творит свои темные делишки не дожидаясь ночи: под палящим солнцем, прямо посреди людных доков или на центральной площади. Также разработчики: давайте разрешим стражам видеть сквозь стены и заграждения, а уличных зевак — примерно все население Багдада — обучим громко вопить и этим воем мгновенно повышать степень боевой готовности охраны по всему городу.
Сохранить любое подобие секретности в подобных условиях решительно невозможно. Поэтому Басим вооружается третьим знаменитым костылем ранних Assassin’s Creed — ближним боем. В год выхода Elden Ring с хирургически точной боевой моделью, Mirage разыгрывает дурную клоунскую пантомиму: медленный, бессвязный, кукольный кураж с нелепыми рваными анимациями и дерзко не работающим клиппингом.
Раз за разом, бросаясь на противника с потайным клинком, Басим режет горло лежащему рядом стогу сена. Многие бочки с араком становятся жертвой его острой сабли, заменив собой тела поверженных стражников. С другой стороны, сотни могучих багадуров с огромными кривыми ятаганами расстаются с жизнями из-за неспособности развернуться на пятках и поставить свой фирменный непробиваемый блок с другой стороны.
Assassin’s Creed Mirage начала свой путь как сценарное дополнение к Valhalla, однако разработчики увидели шанс вернуться к олдскульному геймплею франшизы и одновременно создать персональный спин-офф для своего самого злодейского злодея. Обе ставки провалились: антигерой оказался бесхарактерным мешком банальностей, а посконный стелс-геймплей — невероятно постаревшим. Такой камбэк ассассинам не нужен.