«Слово пацана» встречает «Дневник памяти».
В российский прокат продолжает просачиваться большое и маленькое кино с минувшего Каннского кинофестиваля. В паре с трогательным мультфильмом «Самый ценный груз» Мишеля Хазанавичуса на отечественные экраны выходит помпезная музыкальная драма Жиля Леллуша «Разбитые сердца» с Адель Экзаркопулос («Жизнь Адель»), Франсуа Сивилем («Поменяться местами») и Венсантом Лакостом («Утраченные иллюзии») в главных ролях. Статус резидента официального каннского конкурса «Разбитые сердца» оправдывают лишь отчасти — на Лазурном берегу фильм встретили весьма прохладно, а сам Леллуш остался без заветного приза. Впрочем, уже летом картине удалось с лихвой реабилитироваться в домашнем прокате, отбить внушительный производственный бюджет (более 32 млн евро) и даже получить статус народного хита. Смогут ли «Разбитые сердца» разбить сердца российской аудитории, покажет лишь время. По крайней мере, тайминг для выхода фильма выбран идеальный — канун Дня святого Валентина.
Франция, 80-е годы. Школьный хулиган Клотер (Малик Фриках) влюбляется в Жаклин (Мэллори Ванек) — воспитанную девочку из интеллигентной семьи. Первая любовь накрывает подростков как цунами, оставляя разрушительные последствия в виде упущенного будущего. Глуповатый Клотер быстро попадает в плохую компанию, становится участником бандитского налёта, а потом и вовсе обвиняемым в убийстве, которого он, конечно же, не совершал. Суд к малолетнему маргиналу оказывается как никогда жестоким — Клотера отправляют в тюрьму на долгих 12 лет, Жаклин остается одна. Спустя годы повзрослевшие герои (Франсуа Сивиль и Адель Экзаркопулос) вновь пытаются выстроить мосты к сердцам друг друга — увы, получается не сразу. Первый одержим местью бывшим подельникам, а вторая становится жертвой созависимого брака. Кажется, только первая любовь может их спасти.
Бывший актер и начинающий режиссер Жиль Леллуш — один из завсегдатаев каннского смотра, чье участие в конкурсе можно условно приписать к так называемой «французской квоте». Первые полнометражные работы Леллуша — «Право на «лево»» и «Непотопляемые» — легковесные романтические комедии, которым, по правде говоря, нечего делать на престижном европейском фестивале.
Аналогичная ситуация сложилась и с «Разбитыми сердцами». Громоздкая трехчасовая драма позиционировалась как «любовная история с элементами ультранасилия», в референсах — гангстерские драмы Мартина Скорсезе, Квентина Тарантино и «Вестсайдская история» 1961 года. Но на деле лента представляет собой скорее сплав из «Дневника памяти» и «Слова пацана» — в дублированной версии фильма Клотер недвусмысленно называет себя «чушпаном», чтобы всем точно стало понятно. Русский след в творчестве Леллуша угадывается точно не в первый раз — например, его дебютная комедия об адюльтере «Право на "лево"» неиронично апеллирует к популярной отечественной тетралогии «О чем говорят мужчины». Впрочем, сам режиссер о влиянии российского кинематографа чаще всего умалчивает, пусть и наши дистрибьюторы стабильно покупают его фильмы.
В основу сюжета «Разбитых сердец» лег одноименный роман ирландского писателя Невилла Томпсона 1997 года, который Леллуш упорно пытался экранизировать на протяжении последних 12 лет. Ощутимо устаревший по меркам сегодняшних реалий троп о любви «хорошей» девочки и «плохого» мальчика взялась реанимировать лауреатка Венецианского фестиваля Одри Диван («Событие»), которая выступила соавтором сценария фильма Леллуша. Увы, внедрение фемоптики «Разбитым сердцам» не особо помогло — это все еще мертворожденное кино с невероятно раздутым самомнением, безделушка, которая изо всех сил пытается казаться бриллиантом.
Леллуш тяготеет к трансгрессивному стилю, внедряя в обыденный, откровенно избитый сюжет радикальные технические решения, призванные его «освежить». Камера в фильме никогда не бывает статичной, она встревоженная и сверхактивная. В отдельных сценах параллельный монтаж и вовсе заменяет панорамирование — художественная ценность этого приема, впрочем, остается под вопросом. Возможно, в изобретательности визуала Леллушу и правда не отказать, однако отсутствие последовательности и осмысленности превращает его потуги в обычный синефильский выпендреж.
Все потенциально новаторское в «Разбитых сердцах» кажется излишним, а закостенелый сюжет о безудержном и бестолковом чувстве отдает привкусом нафталина. Адель Экзолопулос играет сильную женщину, способную отказаться от красивого статусного мужа ради бывшего-хулигана, а сам Леллуш, увы, к таким рокировкам пока не готов: претенциозная и показушно дорогая драма в его представлении все еще лучше чего-то непритязательного и родного.