
За разговорами об искусстве многие часто забывают, что оскаровские кампании — это детально просчитанная стратегия по очаровыванию как можно большего числа членов Американской киноакадемии, ответственной за судьбу «Оскара». В конце концов академики тоже люди, поэтому они выбирают победителей не только с точки зрения их вклада в мировой кинематограф, но и основываясь на собственных эмоциях и чувствах. Поэтому если на очередном торжественном ланче, которые в избытке проводятся во время наградного сезона, вам удастся убедить голосующих, что вы человек широкой души и огромного таланта, то они точно не забудут отметить ваши заслуги на голосовании.
Однако в ход идут не только пряники, но и кнуты, и, несмотря на осознанность и инклюзивность, усиленно транслируемые Голливудом, черный PR никто не отменял. Иногда вместо того, чтобы убеждать академию в том, что твоя работа лучшая, можно просто убрать конкурентов, уничтожив их репутацию. Так, «Влюбленный Шекспир» победил на «Оскаре» в 1999 году, потому что компания Miramax братьев Вайнштейнов месяцами обрабатывала академиков, доказывая им, что их главный конкурент «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга — плохой фильм. Иногда номинанты попадают в опалу по собственной глупости. Например, Вигго Мортенсен во время промоушена «Зеленой книги» в 2018 году, обсуждая фильм на одном из показов, сказал слово на букву «н», а один из сценаристов фильма Ник Валлелонга попался на исламофобских твитах, что, кстати, не помешало ему выиграть «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Несмотря на богатую историю скандалов, этот наградной сезон все равно смог отличиться — такого количества разборок перед «Оскаром» мы не видели давно. Все начиналось довольно невинно и закончилось полной капитуляцией некоторых номинантов.
«Анора» без интимного координатора
Во время одного из интервью в рамках рекламной кампании «Аноры» Шона Бейкера исполнительница главной роли Майки Мэдисон отметила, что, несмотря на обилие откровенных сцен в фильме, она отказалась от присутствия интимного координатора на съемочной площадке. По словам актрисы, режиссер и продюсер предложили пригласить координатора на съемки, но Мэдисон было проще вжиться в роль и удобнее работать без него.
Интимные координаторы — это довольно новая практика в Голливуде, которую ввели несколько лет назад для того, чтобы убедиться, что все актеры чувствуют себя комфортно и в безопасности во время съемок интимных сцен. В настоящий момент не существует конкретных правил по присутствию интимного координатора на площадке, поэтому режиссеры и продюсеры решают сами, нужен он им или нет.
Шон Бейкер отметил, что для него наличие такого человека во время работы над фильмом — выбор актеров. За свою карьеру он снял десятки интимных сцен и знает, как обеспечить безопасность и комфорт съемочной группы. Несмотря на это, пользователи Интернета поспешили осудить Мэдисон и Бейкера за то, что координатора на «Аноре» не было, и отметили, что его присутствие должно быть обязательным. Другие подчеркнули, что решение должна была принимать не Мэдисон, а сам режиссер, потому что в его ведении находятся все актеры на съемочной площадке.
Этот небольшой скандал никак не помешал успешной промокампании «Аноры», и в итоге фильм взял престижные награды Гильдии продюсеров и Гильдии режиссеров, которые в подавляющем числе случаев определяют победителей «Оскара».
«Бруталист» и Искусственный Интеллект
Весь наградной сезон, начиная с премьеры на Венецианском кинофестивале, режиссер «Бруталиста» Брэйди Корбе очень эмоционально говорил о силе искусства, кинематографа в частности, и о том, как важно его защищать от внешнего контроля и влияния — будь то продюсеры, студии или современные технологии. «Бруталист» — любопытный образчик «традиционного» кино. Фильм снят на пленку Vista Vision, которую активно использовали в Голливуде в пятидесятых годах прошлого века, и по стилю напоминает работы тех времен. Во время показа, по замыслу режиссера, даже проводят обязательную интермиссию, антракт, для того чтобы зритель мог размять ноги и переварить увиденное. В общем, старомодное американское кино, которое, казалось бы, давно ушло в историю и вот снова ожило на большом экране.
Однако оказалось, что даже таким пуристам, как Корбе, технологии не чужды. Так, монтажер фильма Давид Янчо в одном из интервью отметил, что они использовали искусственный интеллект (ИИ) при корректировке реплик Эдриана Броуди и Фелисити Джонс на венгерском языке и при создании нескольких изображений в эпилоге фильма. Любое упоминание ИИ при работе над фильмами действует на артистов как тряпка на быка. Использование ИИ было камнем преткновения во время забастовок гильдий актеров и сценаристов в 2023-м, и они в итоге отстояли запрет на ИИ. Однако это не означает, что студии не продолжают использовать его в других сферах.
В общем, после оброненной реплики Янчо, который также заметил, что в использовании ИИ «нет ничего страшного», «Бруталиста» стали активно шэймить в Интернете. И это довольно иронично, учитывая, что это небольшой независимый проект, снятый всего за $10 млн, в то время как большие киностудии используют ИИ постоянно и никто не обращает на это внимания. Более того, выяснилось, что ИИ использовали и в «Эмилии Перес», причем для тех же самых целей — чтобы улучшить голосовой диапазон исполнительницы главной роли Карлы Софии Гаскон, а также, например, в «Никому не известном» Джеймса Мэнголда.
В итоге после публичного обращения Корбе, который детально описал, как был использован ИИ в его фильме, тему замяли, но осадок остался. Теперь академия активно думает над тем, чтобы обязать создателей фильмов отчитываться об использовании ИИ при подаче заявок на «Оскар».
«Я все еще здесь», Зои Салдана и блэкфейс
Когда к тебе приходит успех, некоторые «доброжелатели» сразу же начинают копаться в твоем прошлом, чтобы опустить триумфатора на землю. К общему удивлению, на «Золотом глобусе» в категории «лучшая актриса» победила бразильянка Фернанда Торрес, исполнившая роль в фильме «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса. Кажется, PR-команда картины провела отличную кампанию, поэтому Торрес удалось завладеть сердцами журналистов, голосующих за «Глобусы», и обойти таких сильных конкуренток, как Анджелина Джоли и Николь Кидман. Торрес сразу же начали прочить и победу на «Оскаре». Однако в Интернете своевременно всплыло видео старого комедийного скетча 2008 года, где актриса сыграла домашнюю прислугу с блэкфейс.
Актриса не растерялась и поспешила выпустить заявление, в котором извинилась за скетч и отметила, что до Бразилии в то время еще не добрались прогрессивные идеи о расизме и «символизме блэкфейс», и вообще она гражданка мира и выступает за равенство и все хорошее. Заодно с Торрес досталось и Зое Салдана, исполнившей роль в мюзикле «Эмилия Перес». Ей припомнили роль Нины Симон в фильме «Нина», где Салдане затемнили кожу, а также сделали накладной нос и зубы.
«Эмилия Перес» и Жак Одиар
Мюзикл «Эмилия Перес» о главе мексиканского наркокартеля, который сначала становится женщиной, а потом защитником прав «пропавших без вести» лиц, коих в Мексике десяти тысяч из-за активной деятельности наркокартелей, превратился в один из самых ненавистных фильмов года. Картину показали на Каннском фестивале, где она получила смешанные отзывы критиков. Однако никто не ожидал, что фильм настолько возненавидят в Мексике. Мексиканских зрителей возмутила эксплуатация культуры страны, ее истории, легкомысленное отношение к проблеме пропавших без вести, мексиканскому языку, а также то, что фильм восхваляет наркобарона. «Эмилия Перес» провалилась в мексиканском прокате и вызвала протесты в стране.
В ответ на это французский режиссер Жак Одиар сначала извинился перед всеми возмущенными зрителями, а потом совершил роковую ошибку — решил рассказать подробно, что стояло за его художественным выбором (Одиар не только режиссер, но и автор сценария). Выяснилось, что фильм был снят во Франции, и Мексика с трагичной историей главной героини стала для француза лишь экзотическим задником для его личных режиссерских поисков. Более того, Одиар отметил, что «испанский — язык развивающихся стран, бедняков и мигрантов».
«Эмилия Перес» и Карла София Гаскон
Может быть, Одиар мог стать главным злодеем оскаровской гонки, но его спасла Карла София Гаскон, которая сначала в одном из интервью раскритиковала стратегии пиарщиков других актеров, конкурирующих с ней за «Оскар». Испанка отметила, что они пытаются принизить ее работу в соцсетях, и вместо того, чтобы нахваливать свой фильм, критикуют других. Речь шла о Фернанде Торрес и рекламе фильма «Я все еще здесь». Затем актриса забрала слова обратно и уточнила, что она говорила не конкретно о промокампании Торрес, а в целом о токсичности и ненависти в соцсетях.
Однако этим дело не ограничилось. Актриса обратила на себя внимание, и особо любопытствующие решили почитать ее старые сообщения в соцсетях. В итоге выяснилось, что Гаскон ненавидит ислам, движение Black lives matter, а также оскорбительно высказывается по отношению к чернокожим и китайцам, заразившим весь мир коронавирусом. Более того, по словам Гаскон, Гитлер всего лишь «высказывал свое мнение» о евреях.
Голливуд такого не любит, поэтому Гаскон поспешила извиниться за свои высказывания, чем сделала только хуже. Актриса назвала статьи и посты о ней «травлей», торжественно объявила, что ее «не сломить». Позже она также дала интервью испанскому CNN, где сравнила себя с людьми, которых «бросают под колеса автомобиля только из-за цвета их кожи».
В ответ на все эти хаотичные действия Netflix решила просто сделать вид, что Гаскон не существует и она не имеет никакого отношения к «Эмилии Перес». Раньше Гаскон продвигали как одну из главных претенденток на «Оскар» за главную женскую роль, теперь же Netflix переключилась на Салдану в роли второго плана. Все промоматериалы к фильму теперь выходят без малейшего упоминания исполнительницы главной роли. Также стриминговый гигант отказался платить за перелеты, проживание, одежду Гаскон для ее посещения торжественных ланчей и наград, отчего актриса оказалась полностью изолирована от внешнего мира. При этом стоит учитывать, что испанка все еще номинирована на «Оскар», и академики, несмотря ни на что, все еще могут за нее проголосовать, хотя, понятное дело, шансы на это не так уж высоки. Тем не менее Гаскон имеет право посетить церемонию вручения наград, что может привести к непредсказуемой реакции как зрителей, так и гостей.
В таких случаях юзать ИИ максимально уместно! Чтобы талантливые нищеброды тоже присоседились к Оскарской кормушке
Нафик он вообще был нужен?
Не на.рать ли всем было бы на неидеальный венгерский акцент Броуди?
Мне, как человеку с русским на четвёрку плюсом и уверенным интермидиат по английскому , вот вообще пфык на нюансы произношения. Как и 99 процентам не венгероговорящих зрителей
Интимные координатора по идее нужны, чтобы обеспечить безопасность женщин во время секс.сцен. Актриса сказала, что ей удобнее без координатора - и всё равно кто-то негодует?? Антизабота