Из всех маркетинговых методов, используемых кинопрокатчиками, важнейшим является трейлер. Порой судьба картины определяется тем, насколько завлекателен и изобретателен ее рекламный ролик
В отличие от позднейших, традиционных трейлеров «Сияния» ролик, который подготовил сам режиссер знаменитого хоррора Стэнли Кубрик, не содержит ни нарезки из фрагментов фильма, ни даже лиц актеров. Вместо этого он под тревожную музыку перечисляет основных создателей картины, а затем медленно и драматично заливает всю съемочную площадку и весь экран кровью. Просто, но со вкусом!
Трейлер «Ночного рейса» начинается и долгое время развивается в стиле романтической комедии. Яркие цвета, легкомысленная и веселая музыка, привлекательные и улыбающиеся ведущие актеры…. Но в кульминации ролика его тон меняется на 180 градусов, и оказывается, что Уэс Крейвен снял не любовное кино, а остросюжетный триллер, и что улыбчивый персонаж Киллиана Мерфи – не главный герой, а главный злодей. Впрочем, об этом можно было догадаться просто по имени режиссера. Ромкомы – не жанр создателя «Кошмара на улице Вязов».
Сейчас, когда любой киноман наизусть знает классический фантастический хоррор «Чужой», трудно представить себя на месте зрителей, которые в 1979 году смотрели трейлер картины Ридли Скотта и гадали, что они увидят, если купят билеты на сеанс. Но даже если не заниматься «ролевой игрой», ясно, что трейлер «Чужого» весьма и весьма пугающий и исключительно атмосферный. При этом он лишь намекает на то, с каким монстром столкнутся главные герои в глубоком космосе, где «никто не услышит ваш крик».
Английское название фантастической комедии Гарта Дженнингса переводится как «Путеводитель автостопщика по Галактике». Поэтому трейлер картины оформлен как ироническая мультимедийная справка о том, как устроены трейлеры. C демонстрацией разных рекламных приемов на примере «Автостопом по Галактике». Кстати, озвучил этот трейлер знаменитый британский комик Стивен Фрай, который также был закадровым рассказчиком в самом фильме.
В былые времена у киноманов было больше времени, чем сейчас, и потому Альфред Хичкок мог позволить себе снять трейлер длиной более 6 минут. Именно «снять» – в рекламном ролике «Психо» почти нет кадров из фильма. Это степенная, с чувством, толком и расстановкой экскурсия по съемочной площадке, которую проводит сам режиссер. И он так интригующе рассказывает о доме, в котором развивается основное действие «Психо», и его обитателях, что можно только пожалеть о том, что Хичкок снимался лишь в эпизодах. Из него вышел бы отличный актер! Кстати, трейлер стоит досмотреть до конца – финал у него классически хичкоковский.
Чем подробнее трейлер хоррора рассказывает о том, что случится в картине, тем менее страшным он делает ленту для зрителей. Как решить эту проблему? Например, так, как это было сделано во время рекламной кампании «Паранормального явления». Трейлер этого фильма включал не только кусочки постановки, но и съемки зрительских реакций на самые страшные моменты «Явления». Превосходный способ убедить публику уделить внимание минималистской ленте, снятой за 15 тысяч долларов!
Классическая комедия Стэнли Кубрика – это шедевр едкого и абсурдистского политического юмора. Трейлер «Доктора Стрейнджлава» создан в том же ключе. Это причудливый набор интригующих вопросов («Почему американские парашютисты атакуют свою собственную базу?») и вырванных из контекста слов и фраз. Даже название фильма в конце прочитано в нескольких тональностях, от пугающей до сексапильной.
Трейлеры в наше время часто критикуют за то, что они раскрывают все сюжетные тайны фильмов. Тринадцать лет назад трейлер «Роковой женщины» Брайана де Пальмы отлично над этим поиздевался. Он содержит всю картину от начала до конца, но на очень, очень быстрой перемотке. «Вы только что посмотрели новый фильм Брайана де Пальмы, – сообщает трейлер в самом конце. – Не поняли, что случилось? Посмотрите еще раз…» Правда, этот ход не сработал – картина провалилась в прокате. Но идея была интересная!
Документальные фильмы обычно скучнее, чем художественные ленты, и их трейлеры тоже редко блещут фантазией. Но создателям рассказа о том, как эстрадные комики работают над своими выступлениями, грех было не насмешить зрителей еще в трейлере. И они придумали превосходный ход – пригласили знаменитого диктора Хэла Дугласа и спародировали запись трейлера. Дуглас на экране все время сыплет штампами эпических голливудских роликов («В мире, где царит…», «В те далекие времена…»), а режиссер записи его поправляет, настаивая, что это трейлер совсем другого по сути фильма.
Артхаусный психологический триллер Хэмптона Фанчера с Оуэном Уилсоном в роли серийного убийцы малоизвестен в нашей стране, но его трейлер все равно заслуживает внимания. Главным слоганом рекламной кампании фильма были слова: «Он заставит вас часами его обсуждать». Поэтому герои трейлера – зрители, которые, выйдя из зала, часами бродят по городу и обсуждают картину. Пока наконец не замечают, что уже рассвет и что им пора на работу.