Учиться можно и нужно не только на чужих достижениях, но и на чужих провалах. Поэтому на свете немало фильмов как о военных победах, так и о военных поражениях – зачастую героичных, но порой и бесславных
Учиться можно и нужно не только на чужих достижениях, но и на чужих провалах. Поэтому на свете немало фильмов как о военных победах, так и о военных поражениях – зачастую героичных, но порой и бесславных. Новый блокбастер Кристофера Нолана «Дюнкерк» принадлежит к этой традиции. Он рассказывает об экстренной эвакуации британских войск из Франции после поражения весной 1940 года. Какие картины драматичнее и эффектнее всего рассказали о военных неудачах? Мы отобрали десять лучших картин о военных поражениях.
Когда в Японии в XIX веке начались реформы в западном стиле, это стало смертным приговором для самурайской традиции. Армия, конечно, сохранилась и даже усилилась, но ее дух уже не был прежним. Часть самураев восстали против этого, но их мятеж был подавлен. Картина Эдварда Цвика вольно отобразила эти события, показав их глазами бывшего американского офицера. Тот в течение фильма под руководством предводителя восставших осваивает японскую военную культуру и проникается ее духом. Главные роли в фильме исполнили Том Круз и Кен Ватанабе. Лента была номинирована на четыре «Оскара».
Японское нападение на Перл-Харбор в 1941 году – это уникальное сражение, в котором обе стороны потерпели неудачу. С одной стороны, американцы не смогли защитить свою ключевую базу в Тихом океане от японской воздушной атаки, и для них это было весьма унизительное поражение. С другой стороны, у японцев не получилось уничтожить новейшие американские авианосцы, которых не оказалось в бухте, и в дальнейшем эти мощные суда сыграли важнейшую роль в японском поражении во Второй мировой войне. Совместная картина американских и японских постановщиков рассказала эту историю с обеих точек зрения. Над фильмом работали Ричард Флейшер, Тосио Масуда и Киндзи Фукасаку. Главные роли исполнили Мартин Болсам и Сё Ямамура.
Когда мы говорим «героическое поражение», мы часто первым делом представляем бой 300 спартанцев при Фермопилах. У армии царя Леонида не было никаких шансов против имперской мощи Персии, но трехдневная задержка помогла другим греческим армиям лучше подготовиться к отражению вторжения и одержать победу при Платеях. Картина Зака Снайдера не отличается историзмом, но зато она запоминается пафосом и героизмом спартанцев. Суть ленты в том, что это воссоздание не реальных событий, а возвышенной греческой легенды о спартанских спасителях. Главную роль в фильме исполнил Джерард Батлер.
Почему американский режиссер Сэм Пекинпа взялся снимать картину о немцах на Восточном фронте (действие фильма развивается на Таманском полуострове)? Очевидно, потому, что если снимаешь антивоенное кино, то хочется показать не только ужас войны, но и бесчеловечность тех, кто пропитался ее духом и ее пропагандой. Понятно, «свои» для такого не подходят. А вот враги годятся. Несмотря на то как жестко Пекинпа показал в «Железном кресте» нацистов, в Германии лента пользовалась куда большим успехом, чем в США. Главные роли в фильме исполнили Джеймс Кобурн и Максимилиан Шелл. Картина снималась в Югославии, и Пекинпа мог использовать аутентичные советские танки военных времен, сохранившиеся в загашниках югославской армии.
После кровавой, но удачной высадки в Нормандии в 1944 году войска западных союзников старались закрепить успех. В частности, они решили высадить большой десант в Нидерландах, захватить несколько ключевых мостов и обеспечить быстрое продвижение сухопутных частей по необходимым для победы над Германией направлениям. Однако по различным причинам эта масштабная операция провалилась. Считается, что в случае ее удачи война могла бы завершиться к концу 1944 года. Эпическую картину о тех событиях поставил британец Ричард Аттенборо. В фильме играли британские и американские звезды: Шон Коннери, Майкл Кейн, Дирк Богарт, Джеймс Каан, Джин Хэкмен, Энтони Хопкинс и многие другие.
Порой бывает так, что солдаты больше заинтересованы в поражении своей армии, чем в ее победе. В картине американского постановщика Кэри Фукунаги рассказывается о гражданской войне в Западной Африке и о детях-солдатах, которых силой забрали в армию повстанцев. Поскольку «бунтари» – никакие не борцы за все хорошее, а откровенные мерзавцы, то с маленькими солдатами они обращаются не лучше, чем с врагами. Юному главному герою сильно везет, когда войска правительства и ООН одерживают победу и парень получает возможность вернуться к мирной жизни. Главную взрослую роль в картине исполнил Идрис Элба.
Первой выдающейся картиной Стенли Кубрика стал его третий фильм «Тропы славы». Он рассказывал о французской армии во время Первой мировой войны. Когда заведомо невыполнимая операция по захвату хорошо укрепленных немецких позиций заканчивалась полным провалом, командовавший наступлением генерал обвинял солдат в трусости и приказывал отдать под суд нескольких выживших пехотинцев. В результате картина соединила военное и судебное кино. Кирк Дуглас сыграл полковника, который взялся защищать своих солдат в военном трибунале. «Тропы славы» были запрещены во Франции, Испании и Швейцарии за неприглядное изображение французской армии.
Оборона Брестской крепости – это, пожалуй, самое известное советское героическое поражение Великой Отечественной войны. Если рассматривать оборону как отдельное событие, то это, бесспорно, была полная неудача. Советские бойцы не отстояли ни Брест, ни крепость, и они понесли куда большие потери, чем немцы. Но каждая секунда каждого боя 1941 года отдаляла и затрудняла дальнейшее продвижение гитлеровской армии. Так что защитники Брестской крепости внесли свою лепту в будущие победы под Москвой и в Сталинграде, которые переломили ход войны. Самый свежий фильм о Брестской крепости создали российские и белорусские кинематографисты под руководством режиссера Александра Котта. Лента считается одной из лучших картин постсоветского кино.
Когда Клинт Иствуд задумал грандиозный и пафосный рассказ о сражении за остров Иводзима в ходе Второй мировой войны, он решил снять две картины – англоязычную ленту «Флаги наших отцов», поставленную с точки зрения американских победителей, и японоязычное кино «Письма с Иводзимы», поставленное с точки зрения японских проигравших. Как это ни удивительно, вторая лента получилась более сильной художественно и чуть более успешной в прокате. «Письма с Иводзимы» получили «Оскар». Они были номинированы еще на три статуэтки. Главную роль сыграл Кен Ватанабе.
Вслед за «Тропами славы» Стенли Кубрик и Кирк Дуглас создали еще более мощную и куда более грандиозную ленту о военном поражении – на сей раз о героическом, а не о бесславном. Байопик о восстании римских рабов под руководством гладиатора Спартака стал, пожалуй, лучшей голливудской картиной об античности и одним из крупнейших достижений всего кинематографа 1960-х. Сценаристом ленты был Далтон Трамбо – известный голливудский коммунист, отразивший в картине свое социалистическое представление о древней истории. Фильм удостоился четырех «Оскаров».