Еще один неудачный аккорд Лиама Нисона в жанре триллера. Похоже, что прощальный.
Безымянный гангстер и бывший боксер (Лиам Нисон) работает на влиятельного бостонского бандита мистера Коннера (Рон Перлман). Он ушел с ринга, но остался выполнять различные грязные задания, пустив свою жизнь под откос. Страдающий преступник не может преодолеть тягу к спиртному, его сотрясают головные боли и беспамятство, а еще герой, ощущая скорый конец, хочет наладить отношения с дочерью (Фрэнки Шоу) и внуком (Терренс Пуллиам), которых оставил без должного внимания.
Семидесятидвухлетний Лиам Нисон пообещал завязать с боевиками и уйти на пенсию. Годы уже не те, а эксплуатировать образы отставных военных и агентов не получается с той же убедительностью, что и во времена «Заложницы». Даже оставаясь в жанре, артист постепенно отпочковывается от амплуа пожилого мачо, предлагая более неожиданные вариации характера – к примеру, роль наемного убийцы в недавнем «На земле святых и грешников» (у нас перевели как «Последний наемник») по глубине и драматизму заходит дальше расхожего «Я тебе обещаю, я тебя найду и убью». «Профессионал» Ханса Петтера Муланда продолжает драматическую одиссею Нисона – на этот раз в образе увядающего гангстера, которого помимо головной боли мучает чувство вины за оставленную семью и жгучая жажда исправить ошибки прошлого.
С первых минут лента создает мрачно-безвыходный ландшафт – как криминального мира, так и головного мозга героя. Измученный травмами и пробужденный совестью, плохиш Нисона пытается придать смысл своей жизни, налаживая контакты с семьей или, например, спасая секс-работницу из преступного рабства. Его персонаж явно старой закалки, над ним нависает угрюмая тень героев Чарльза Бронсона, а сам Нисон выполняет актерскую задачу резким взглядом, меланхоличным молчанием и, конечно, могущественными усами. Есть в фильме одна экшен-сцена, когда гангстер кладет трех вооруженных неприятелей, – она и неуклюжа по форме, и не очень обязательна по содержанию. Но существует, кажется, чтобы мы не забывали: мы смотрим боевик с Лиамом Нисоном.
«Профессионал» – не столько остросюжетный триллер, сколько портрет, гнетущее исследование характера. Мы не отступаем от героя ни на минуту, отслеживая деструктивное поведение, и даже залезаем в его сюрреалистические сны (целая серия невзрачных эпизодов на лодке). Гангстер мог бы скончаться в темном переулке, но положил силы на поиск искупления, в данном случае почти недостижимого, – именно этот путь формирует драматический конфликт, а не стычки с криминальными воротилами. Они поставлены заурядно, и даже Рон Перлман – завсегдатай второплановых ролей – выдает свою заурядную норму.
Даже в своей подавляющей мрачности фильм Ханса Петтера Муланда выглядит как микс всего, что Нисон опробовал за карьеру. Сколько раз его герой восставал против своего работодателя? А какой это уже по счету персонаж с тяжелым нейродегенеративным заболеванием? «Профессионал», как и заявленный антигерой, испытывает проблемы с памятью и забывает, что все это уже было. Особенно остро вопрос встает на втором часу, когда история гангстера и горе-семьянина начинает провисать, а вместо разумных доводов все снова решает оружие. Исследование морального падения от Муланда – несостоятельное, но злое, ходит обреченными тропами, а отсутствие действия компенсирует унылыми длиннотами. Норвежец привнес в картину характерную скандинавскую холодность, однако та куда выигрышнее смотрелась в «Снегоуборщике» – предыдущей коллаборации режиссера с артистом. Едва ли «Профессионала» можно назвать удачным фильмом, но этот жест, полный меланхолии, всецело подготовил Нисона к бессрочному отпуску.
но видно как он тает на глазах, будто ему впадлу лишний раз строчку выговорить. посему согласен с г-ном Мышкиным, получается игра в гляделки усами какая-то двухчасовая. рецензия 8 фильм 3