Высокобюджетный призыв к спасению амазонских индейцев от капиталистического ига.
Высокобюджетный призыв к спасению амазонских индейцев от капиталистического ига.
Латинская Америка. Начало XVIII века. Бурные горные реки выносят труп привязанного к кресту священника-иезуита. Место выбывшего миссионера должен занять брат Габриэль (Айронс).
С достойной лучшего применения британской обстоятельностью режиссер Ролан Жоффе – известный впоследствии как большой мастер по фактурно-историческому кино («Алая буква», «Ватель») – рассказывает историю колонизации Латинской Америки двумя силами: империалистским мечом и христианским крестом. Гдето на втором плане за заморские земли борются Испания и Португалия, но главная битва, по мнению режиссера, идет в сердце человеческом.
В данном случае имеется в виду сердце сурового кабальеро по имени Мендоза (Де Ниро), который сначала занимался тем, что продавал отловленных в джунглях индейцев в рабство, а потом в ходе наложенного на него иезуитами послушания раскаялся и начал учить тех же индейцев слову божьему. Индейцы, что дети, агнцы, души невинные – в лучах негасимого солнца поют они церковные гимны и играют на скрипках. Европейцы, напротив, черны помыслами и немощны поступками. Когда пришедшие к власти португальцы решают разогнать иезуитскую миссию, лишь новообращенный брат Мендоза встает на защиту индейской земли и ростков веры.
Кристальная ясность противопоставлений – колонизаторы и аборигены, вера в Бога и страсть к наживе, насилие и непротивление злу – не делает этот фильм лучше. Как не делает его лучше и отменная операторская работа, тщательно отобранная натура, блестящий кастинг, а также невероятный труд, проделанный художниками и костюмерами. Занятый освоением богатой фактуры, режиссер словно забывает об истории.
О чем он хотел нам поведать? О том, что рай на земле возможен или, может быть, о том, что нельзя обижать индейцев (в финале фильма на сей счет есть особые титры) или, может, он хотел поспорить с Богом относительно справедливости некоторых принятых им решений – всего этого зрителю, к сожалению, узнать не дано. Зато есть шанс понаблюдать, как красиво может падать свет на экваториальную зелень.