Слишком легкомысленный, прямолинейный и подверженный минутному влиянию времени «исторический» сериал о том, как Москва перестала принадлежать одним только русским
Середина XV века. Князь московский Иван Третий только что потерял жену, но как вполне молодой мужчина и заботящийся о династии государь он готов жениться во второй раз. Среди предложений брачных союзов Ивану более всего интересны сваты из Рима, предлагающие в жены русскому князю дочь византийского императора Зою Палеолог. В союзе обе стороны видят свою выгоду: Рим планирует через Зою установить в Москве епархию Папы римского, а Иван надеется укрепить свою власть выгодным союзом. Однако приехавшая на запланированную другими свадьбу Зоя, получившая при крещении имя София, имеет свои виды на собственную жизнь – и с новой силой в Москве придется считаться всем.
По меткому выражению писателя, Россия – страна с непредсказуемым прошлым. И связано это не столько с трактовкой тех или иных событий с точки зрения марксизма-ленинизма или современного патриотизма, а с банальной нехваткой фактического материала, ведь, в отличие от Европы, источников, вещающих о прошлом государства российского, дошедших до нас, ничтожно мало, да и те регулярно подвергаются пересмотру, ревизии и сомнениям. В результате от современного россиянина одинаково скрыты и события тысячелетней давности, и прошлое, отстоящее на три-четыре сотни лет. Разумеется, определенные источники знаний дожили до XXI века, но их не так много, чтобы складывать разумную, непротиворечивую и объективную картину истории страны.
Последним в меру сил пользуются кинематографисты и телевизионщики – снимать кино о ярославах, владимирах и победах над поляками можно сколько угодно, не слишком заботясь об аутентичности и в хвост и в гриву используя исторических персонажей ради сиюминутной выгоды. Вот и проект «София» канала «Россия-1» является скорее тенденциозным и жутко заполитизированным заявлением в угоду сегодняшнему дню, чем достойным продуманным анализом, нацеленным на объективность и историческую правдивость. После просмотра первых эпизодов восьмисерийной саги возникает стойкое ощущение, что это телекино делалось не для того, чтобы им любовались наши потомки, отмечая точность деталей и фактов, а дабы оправдать перед телезрителем 2016 года сегодняшнюю ситуацию в стране «тяжким наследием царского режима».
В первые два-три эпизода сценаристы уместили все те «скрепы», которыми сегодня удерживается вера в величие России. Тут вам и коррупция как непременный атрибут политики и общественной жизни, и превосходство православия над другими религиями вплоть до поругания чужих святынь, и нахрапистое решение территориальных проблем огнем и мечом, и поклонение войне как единственному способу общения между народами, и неприятие чужаков, «гадящих» народу-богоносцу, и кумовство со сводничеством как единственно возможный социальный лифт. Не будь «София» такой серьезной, сериал можно было бы посчитать стебом, вроде шоу «Пьяная история», но нет, у «России-1» все очень пафосно и максимально патриотично, улыбаться сейчас не время.
Разумеется, отсутствие должного числа исторических документов позволяет авторам блеснуть фантазией и скрепить десяток «железных» фактов из истории Московского княжества беллетристикой и фонтаном идей, но и тут ожидания поклонников приключенческого исторического кино будут обмануты – выдумки сценаристов хватает лишь на унылый внутрисемейный конфликт Зои-Софии с братом и свекровью да заговоры римских кардиналов, отскакивающие от русской княгини, как от слона дробины. При этом сюжет регулярно провисает, действие делает остановки у каждого столба, словно Софии не 17 лет, а все 77. Понятно, что ритм жизни был совсем иной, но законы кинематографа и телемастерства требуют драйва и скорости даже в рассмотрении движения тектонических плит, длящегося миллиарды лет.
На фоне блеклого повествования не слишком ярко выступают и занятые в сериале артисты. Марии Андреевой куда больше идет итальянский антураж, в декорациях Московии она превращается в вешалку для нарядов и покладистую тень Ивана. Евгений Цыганов в роли Иоанна неожиданно хорош, но и ему приходится искать баланс между актерской экспрессией и жухлым сценарием. Надежда Маркина и Борис Невзоров выдерживают планку, заданную их персональным опытом, но сериалу их настоящие силы оказались не нужны. Разве что Николай Козак, исполняющий роль воеводы Федора, своей энергетикой хоть как-то разбавляет общий мрак в кадре, но одних его усилий явно недостаточно.
Окончательный приговор сериалу «София» стоит выносить лишь после входа всех восьми эпизодов, но начало многосерийной исторической драмы на продолжение просмотра ничуть не настраивает: актерам в кадре скучно, подлинной истории в сценарии тесно, а старание воссоздать атмосферу эпохи Ивана III через чистенькие лесенки хором и золотое убранство храмов делает «Софию» похожей на гайдаевскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию» – зритель так и ждет, что вот-вот в кадр забежит Савелий Крамаров и начнет рассказывать, что у посла орден пропал. «Лепота», конечно, но исключительно для сиюминутного потребления при отсутствии других дел.