Не оригинальное, но динамичное и захватывающее продолжение приключений подростков в постапокалиптическом мире с пустынями и зомби
Выбравшись из Лабиринта, Томас (Дилан О’Брайен), Тереза (Кая Скоделарио) и их друзья попадают в руки военной группировки, предводитель которой Дженсон (Эйдан Гиллен) объясняет им, что спасает подростков из Лабиринтов и переправляет их в безопасное место, где до них не сможет добраться управляющая Лабиринтами военно-медицинская организация ПОРОК. Также герои узнают, что земля выжжена солнечными вспышками, и что большая часть человечества заражена вирусом, который превращает людей в зомби. Единственная надежда незараженных людей – наделенные иммунитетом дети из Лабиринтов. Поначалу ребята верят словам Дженсона, но Томас вскоре обнаруживает, что их обманывают и что им нужно бежать из комплекса, где их держат. Выбравшись наружу, герои оказываются в пустыне, которая раньше называлась Калифорнией. Они держат курс на горы, где, как ребята полагают, скрывается армия повстанцев, противостоящая ПОРОКу.
Что курил Джеймс Дашнер, когда писал продолжение «Бегущего в Лабиринте»? Обычно это риторический и иронический вопрос. Но в данном случае нам действительно интересно, на какие наркотики подсел американский писатель на радостях от коммерческого успеха первого романа из «лабиринтного» цикла. Потому что написать такую невменяемую книгу, как «Испытание огнем», без выхода в наркотический астрал вряд ли возможно. Разве что Дэшнера без химической помощи «колбасит» так, как других – только под героином.
Зная, что ждет героев прошлогодней хитовой экранизации «Бегущего в Лабиринте» в сиквеле их приключений, мы с большим интересом ждали, как режиссер Уэс Болл и его команда будут выпутываться из ситуации. Пойдут ли они на поводу у безумия автора или попытаются превратить «Испытание огнем» в хотя бы относительно логичный постапокалиптический блокбастер? Теперь, посмотрев картину, мы с радостью сообщаем – Болл пошел по второму пути. Его сценарист Томас Наулин существенно переработал «Испытание», и в кино оно смотрится как увлекательное подростковое приключение, а не как бред сумасшедшего.
Другое дело, что Наулин показал себя хоть и профессионалом, но не гением. Его «Испытание» – отличный фильм для игры «Угадай отсылку», потому что цитаты в нем на каждом шагу. «Обитель зла», «Дивергент»/«Инсургент», «Безумный Макс», «Ходячие мертвецы»… И так далее, и тому подобное. Все краски постапокалипсиса, кроме разве что «Водного мира» и «Сквозь снег», потому что земля «Бегущего в Лабиринте» прожарена и обезвожена (некогда портовый Сан-Франциско стоит посреди пустыни). Налево – зомби, направо – гнездящиеся в обломках цивилизации бандиты, впереди – загадочные повстанцы, позади – безжалостная военная организация, вокруг – пустыня, горы и развалины мегаполиса (от поваленных небоскребов до населенной монстрами канализации), а в центре – горстка подростков, в крови которых плавает лекарство для переживших глобальную катастрофу людей. Только вот изъятие этого лекарства проходит так, что ребята не горят желанием проходить процедуру. И потому Томас и его друзья рыщут по пустыне в поисках тех, кто защитит их от ПОРОКа.
Рай на земле они, сразу скажем, не находят (если бы они его нашли, цикл бы закончился, а ребят ждет еще одно, финальное приключение), но зато регулярно натыкаются на весьма агрессивных и быстро бегающих зомби, а также на новых колоритных персонажей. Среди последних выделяются зловеще обаятельный Дженсон в исполнении Гиллена (Петир Бейлиш из «Игры престолов») и неожиданно интеллигентный предводитель бандитов Хорхе, сыгранный Джанкарло Эспозито из «Во все тяжкие». Оба они – украшение картины. Вместе с главой ПОРОКа Авой Пейдж (Патрисия Кларксон), которую мы уже видели в финале «Бегущего в Лабиринте».
В картине так много персонажей, новой информации и новых локаций, что она мчится со скоростью локомотива и, несмотря на более чем двухчасовую продолжительность, почти не оставляет времени на развитие характеров и разговоры по душам. В этом отношении «Испытание» принципиально отличается от «Бегущего», который был интересен в первую очередь эволюцией отношений между персонажами. Показательно, что присоединяющийся к группе Томаса в завязке фильма парнишка по имени Арис почти всю дорогу молчит и оказывается полезен лишь в начале картины и в ее конце. Даже подопечная Хорхе по имени Бренда (Роза Салазар из «Дивергента, глава 2: Инсургент»), которая вместе с Томасом и Терезой образует нечто вроде любовного треугольника, получает лишь необходимый минимум сцен для представления себя и обозначения своего места в сюжете. Хотите большего? Извините. Режиссер и сценарист сочли, что многочисленные экшен-сцены и знакомство со всеми аспектами постапокалиптического мира важнее, чем заглядывание в душу к ключевым персонажам.
Мы, конечно, предпочли бы, чтобы в фильме нашлось место и для того, и для другого. Но мы понимаем выбор создателей «Испытания» и не можем к нему особенно придраться. Подростковые мелодрамы нужно искать в других кинозалах. «Испытание» – середина трехсерийного эпического цикла, и так как первый фильм герои провели в искусственно созданном мире в окружении молчаливых роботов, вторую картину было жизненно важно потратить на демонстрацию того, как мир устроен на самом деле и какие фракции в нем друг другу противостоят. С этими задачами «Испытание» вполне справляется, и его моторность, напряженность, обилие сюжетных поворотов и редкие, но уместные шутки не позволяют надолго задуматься об однобокости сценария.
Приятно и то, что лента не забывает напоминать, что описывает отнюдь не противостояние безусловного Добра с безусловным Злом. ПОРОК действует сталинскими или даже гитлеровскими методами, но он преследует «правильные» цели, и никто больше в мире не может сделать для спасения человечества больше, чем ученые и военные из этой организации. Так что когда Томас на каждом шагу сталкивается с агентами ПОРОКа, его это особенно не удивляет. Многие люди из корыстных или благородных побуждений верят, что ПОРОК должен одержать победу. Также очевидно, что «квест» Томаса и его друзей – спасение не человечества, а собственной шкуры. И хотя симпатии зрителей и создателей фильма на стороне ребят, приятно, что картина содержит сложное моральное уравнение, у которого может быть несколько решений. Вот бы еще «Испытание» было хоть немного оригинальнее, а его экшен-сцены – хотя бы чуточку масштабнее… Но и так неплохо – всяко лучше, чем «Инсургент» и первая серия «Голодных игр: Сойка-пересмешница».