На тему "человек вне цивилизации" существует масса книг. Наиболее известна, естественно, первая, написанная Даниэлем Дефо после того, как он узнал о судьбе матроса Александра Селкирка, который после четырех лет пребывания на безлюдном совершенно одичал. Это не помешало Дефо дать своему роману обратный ход...
На тему "человек вне цивилизации" существует масса книг. Наиболее известна, естественно, первая, написанная Даниэлем Дефо после того, как он узнал о судьбе матроса Александра Селкирка, который после четырех лет пребывания на безлюдном совершенно одичал. Это не помешало Дефо дать своему роману обратный ход…
"Приключения Робинзона Крузо" - триумф человеческого упорства и буржуазного духа: Робинзон складывает и умножает, считает, копит и растит. К моменту своего вызволения он, выброшенный на берег почти голым, без посторонней и потусторонней помощи становится плантатором, скотопромышленником и рабовладельцем. Другой классический пример, "Таинственный остров" Жюля Верна - триумф интеллекта и образования: невольные колонисты во главе с инженером Гедеоном Смитом практически с нуля воссоздают на своем острове современную им промышленность – правда, не без помощи почти трансцендентного капитана Немо.
ХХ век поставил идею прогресса под сомнение, вернее, усомнился в том, что цивилизация так уж прочно укоренилась в человеческой природе. Уильям Голдинг написал роман о том, как катастрофически дичает группа английских подростков, после авиакатастрофы оказавшаяся в природных условиях вне взрослого общества.
Иными словами, сюжет "человек на необитаемом острове" стал своего рода полигоном для иллюстрации, а то и проверки различных концепций человека и человечества.
Если посмотреть под этим углом зрения на ленту Земекиса, видна ее половинчатость и непритязательность. Почтовый инженер Чак Холланд, оказавшись в одиночестве на тропическом островке, оцепленном коралловыми рифами, научается делать лишь каменные орудия, и с их помощью добывает пищу, разбивая кокосовые орехи и поражая рыбу заточенными палками, а также огонь с помощью трения, но ничего не строит, кроме плота, на котором через 4 года островной жизни пускается в плавание и вырывается за пределы рифового пояса. Интеллектуальных добавок сравнительно со старыми робинзонадами в этой истории нет, а убыль довольно значительна, поскольку вся проблематика сюжета сводится к тривиальной "борьбе за выживание". Единственный оригинальный момент – то, что Холланд пытается компенсировать отсутствие общения тем, что кровью (sic!) рисует на выброшенном на берег вместе с ним мяче физиономию, называет этого идола Уилсоном по имени фирмы-изготовительницы и своей жены, и начинает с ним разговаривать – не более, чем гэг. Робинзону такое в голову не приходило – он сам составлял из себя общественное целое.
Почему для попытки уплыть с острова понадобился столь долгий срок, ничем не мотивировано, не говоря уже о том, что предолеть рифы куда проще на легкой надувной лодке, в которой Чак спасся после крушения, чем на тяжелом бревенчатом плоту. Однако Том Хэнкс в своей роли настолько органичен, что на эти несуразности можно и не обращать особого внимания.
Если средняя часть картины Земекиса в равной мере любопытна для взрослых и детей, то первая ее часть (где мы знакомимся с Чаком на Красной площади во время погрузки почты), и последняя (где он возвращается в родной город и обнаруживает, что его жена вышла замуж и родила ребенка), малышей зрителей едва ли заинтересует. Впрочем, какой-то мальчиш из ЛДПР зинтересовался фильмом настолько, что собрался подать на Земекиса в суд за намек на медлительность наших почтовых перевозок. Но пока его письмо дойдет до суда, фильм дойдет до Владивостока.
Текст:Виктор Матизен
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.