Недоромантическая недокомедия обо всем и ни о чем сразу
Полли Нэйтан (Фей) – одна из ключевых фигур в приемной комиссии самого популярного университета США, Принстона. В круг ее обязанностей входит агитация в выпускных классах и предварительный отбор кандидатов. Чем больше заявок, тем лучше для репутации Принстона, поэтому Полли мотается по стране, не покладая рук и ног, и однажды оказывается в «экспериментальной» школе «Квест», руководит которой неунывающий холостяк Джон Прессман (Радд). Когда-то Джон учился вместе с Полли, и у него есть для нее новость: самый перспективный его ученик, Джеремайя, может оказаться ее сыном. И он хочет поступить в Принстон.
Постер фильма настраивает на легкомысленно-романтический лад, а тэглайн обещает «самую зачетную комедию лета» от создателя «Американского пирога», и нам жаль тех, кто отправится в кино, оттолкнувшись от подобных «вводных данных». Потому что романтика здесь крайне условная и схематичная (кажется, всю эту любовь в сюжет добавили в последний момент в порыве отчаяния), а весь юмор ушел в выпирающе эксцентричную линию с бойфрендом Полли – чопорным англичанином (Майкл Шин), который похлопывает Полли по голове, как собачку, а потом уходит к стервозной британке, оперативно отряжающей его под свой каблук.
Что же это тогда за фильм? Сложный вопрос, потому что его авторы хотят охватить все и сразу – тут вам и «производственная драма» об ответственности, которую налагает работа в приемной комиссии, и «педагогическая поэма» о том, что оценки в аттестате – это еще не главное, и мелодрама об отношениях родителей и детей, и еще много чего. Казалось бы, раздолье, найдется что-то для каждого, но на деле получается монотонное и довольно унылое зрелище, которое и в подметки не годится замечательному «Моему мальчику» (2002), по своей сути очень похожему на «Экзамен по двоих» и снятому, что показательно, все тем же Полом Уайцем.
Вдобавок у «Экзамена для двоих» еще и весьма спорная мораль – нам неоднократно проговаривают, что Полли помогает Джеремайе, потому что видит его огромный потенциал и тягу к знаниям, но то, что нам показывают на экране, подталкивает к выводу, что делает она это в первую очередь потому, что считает его своим сыном. И когда начинается третий акт, в котором Полли пытается отстоять Джеремайю перед другими членами комиссии, выглядит все это не очень красиво – она будто бы специально «топит» других потенциальных кандидатов (у каждого из которых наверняка есть своя «задушевная» история), чтобы выставить в наилучшем свете своего протеже.
Впрочем, у третьего акта есть и другие проблемы, связанные с законами жанра. Видите ли, это один из тех фильмов, герои которого первый час творят глупости, а в финальные полчаса принимаются свои ошибки проговаривать и осознавать (либо в «задушевных» разговорах с другими персонажами, либо в ходе раздумий под сентиментальный монтаж с грустной песней), со всеми обязательными мучениями для зрителя.
Талантливая комедиантка Тина Фей в центральной роли добавляет картине какой-то приятной искренности, но в чистых комедиях она все-таки смотрится намного органичнее.