Очередной выплеск недовольства складывающимся обществом бесчувственных индивидуалистов – бесхитростный, вялый, бессистемный и безнадежно затянутый
Очередной выплеск недовольства складывающимся обществом бесчувственных индивидуалистов – бесхитростный, вялый, бессистемный и безнадежно затянутый.
Недалекое будущее. Большая часть земли уничтожена большой войной, остатки населения собраны в высокоцивилизованную колонию, где людей называют «равными», их сообщества – «коллективами». В новом мире людям запрещено иметь эмоции – любовь, страх, желания принесены в жертву ради спокойствия и уверенности в каждом прожитом дне. Однако чувства и эмоции прорываются наружу, как бы их ни прятали; людей, которых охватил «вирус влюбленности», сначала принудительно лечат, а затем, при необходимости, лишают жизни. График Сайлас день за днем ощущает странные изменения в своем восприятии мира, и все они связаны с девушкой по имени Ния. В том мире, где молодой человек привык жить, его чувствам нет места, но и без любви Сайлас не видит будущего.
Что ни делает человечество, а светлого будущего у него в кинематографе не получается. Никак в фантазиях не обходится без грандиозных войн, без уничтожений, без суровых тоталитарных обществ в будущем – и непременно человечество в перспективе должно искусственно лишиться чувств. К такому повороту кино обращалось неоднократно: «Эквилибриум», «Гаттака», «Посвященный» и несколько других картин рассказывали уже о том, как человеческое пробивается сквозь асфальт, в который закатываются чувства. Так стоит ли возвращаться к избитой теме? Что нового может предложить режиссер Дрейк Доремус своим фильмом «Равные»?
Да ничего. Никаких оригинальных, новых струй в картине ждать не приходится, «Равные» – это предсказуемая с первого кадра и до последнего история о восстании против системы. Восстание это вялое, его инициаторы даже не ставят перед собой задач изменить окружающую действительность, они в большей степени заняты друг другом и легко соглашаются просто выйти из игры. Какую ролевую модель должен разглядеть здесь зритель, не очень понятно – если картина является не просто противопоставлением эмоций железному порядку, а столкновением личного и общественного, то сделано это крайне неуклюже.
Забавно, но Доримус сделал свое утопическое общество настолько привлекательным, что ненавидеть его, желать «коллективу» пасть не получается. Нет у нового мира и отвратительных черт насилия – не убивают тут ослушавшихся, как в «Эквилибриуме», не выбрасывают на помойку отработанный материал, как в «Гаттаке». Авторы забыли показать оборотную сторону, ужас, который несет общество индивидуалистов, не выказывающих чувств. Зато то, что показано, чрезвычайно привлекательно: красивые люди в белоснежных одеждах работают на благо общества, даже занимаются творчеством (хотя как это можно делать, ничего не чувствуя, решительно непонятно). Чему же тут противиться? Только тому, что мужчинам и женщинам здесь запрещено встречаться и размножаться естественным образом? Так себе повод для революции.
Учитывая отсутствие «темной стороны светлого будущего», сложно и финал ленты считать победой главных героев. По большому счету Сайлас и Ния ничегошеньки не добились, кроме того что продемонстрировали несовершенство существующей на тот момент фармакологии. Странное заключение, ничего не объясняющее и не дающее человечеству ни малейших перспектив.
Наблюдать за сюжетом, впрочем, зрителя никто не заставляет, можно попробовать абстрагироваться от невнятных сценарных потуг и насладиться белоснежными интерьерами будущего, геометрией архитектуры и красотами зеленых островков в каменных джунглях. Можно даже сделать над собой усилие и мужественно принять все длительные сверхкрупные планы губ, ушей и волос Кристен Стюарт. Однако вопрос «Зачем все это?» вас вряд ли оставит.
Не хочется обижать ведущих актеров – и Николас Холт, и Кристен Стюарт, и даже Гай Пирс – люди, выглядящие наиболее футуристично в современном Голливуде, но вот играть им решительно нечего. Есть в картине несколько эпизодов, где пара главных «борцов с системой» проявляют себя, но, простите, взрослые дядя с тетей играют тут в подростков, которые впервые касаются друг друга ладонями. Смотреть на это просто больно.
Объяснение потугам авторов фильма найти можно – наверняка многие уже сейчас чувствуют себя одинокими, лишенными чувств даже в огромном, кишащем людьми окружении. Вот только выхода из такой ситуации создатели «Равных», кажется, не видят. Но в тревожный барабан бьют уже сейчас – отложите смартфоны, закройте соцсети и идите обниматься. Хороший посыл, но выполненный топорно донельзя.
С 14 июля в кино.