8 июля: Бульвар Круазетт — это лава
В Каннах был дождь: мимолётный, будто случайный, он явно заблудился, когда искал адрес назначения, но мгновенно умыл бульвар Круазетт и всех фестивальщиков, стоящих под палящим солнцем в очереди. Последние воде были скорее рады, а «парасоль» превратился в «параплюи» (во французском языке зонтики различаются по назначению: parasol, то есть pour soleil, защищает от солнца, parapluie — от дождя. Сводка погоды в начале этих хроник неслучайна: все фильмы, на которые удалось попасть нашей редакции 8 июля, в каком-то смысле были похожи на этот самый дождь — гонец свежести и облегчения, у которого за пазухой припрятано немного свежего воздуха.
Хотя первый фильм, на который нам удалось попасть, будто спорит с этим утверждением: «Великая свобода» — кино герметичное, замкнутое, буквально запертое в четырех стенах, почти весь хронометраж просиживается в тюрьме. На заключение времени у героев предостаточно — режиссер Себастьян Майзе возвращается к ним раз в декаду: 40-е сменяют 60-е, а Ханс (актер Франц Роговски надел на премьеру тройку — в такую-то жару!) стабильно отбывает срок за сроком по параграфу 175 — мужеложество. Но едва ли это кино можно назвать агитационным, живущим одной актуальной повесткой. По счастью, Майзе женит продолжительную главу немецкой истории с восприятием и изобретательным киноязыком. Скудная и скупая обстановка в кадре — стены да койки, — экономия слов и эмоций искупаются взглядами и синим цветом этих самых стен клетки, которому позавидовал бы даже Шагал. «Великая свобода» — кино и ироничное, и удивительно нежное, несмотря на тюремный устав: хрупкая маскулинность как узница плоти и бюрократии. Вряд ли из «Особого взгляда» фильм перекочует в прокат, но если о нем не говорить, то можно попасть в темницу критиков в подвале Фестивального дворца.
Следом мы попали на кино не менее удивительное, и попали тоже удивительно — по ошибке. Билеты, как мы рассказывали, приходится бронировать в 7 утра — можно и промахнуться. Так вместо «Эволюции» Мундруцо мы оказались на «Мире» Лауры Вандел и ни разу не пожалели. Когда Спилберг снимал «Инопланетянина», он изменил угол зрения и держал камеру на уровне глаз ребенка. Вандел не только буквальную оптику, но и всю вселенную видит «снизу». «Мир» или «Детская площадка» — что-то среднее между «Проектом “Флорида”» (юная артистка Майя Вандербек ничуть не уступает в органике Бруклин Принс) и «Все умрут, а я останусь». За несколько месяцев обучения малышка учится плавать, вставать на козла, завязывать шнурки и быть самостоятельной. От жгучих объятий с отцом и братом она проходит тропинку до личности более чем независимой: вокруг детские игры, обиды и изобретение первой жестокости в жизни. Совершенно волшебное и упоительное кино, близкое к гениальному. Жаль, что, скорее всего, оно останется незамеченным.
Так ни разу за весь день и не покинув зал Дебюсси, мы продолжили марафон одной из главных премьер в секции «Особый взгляд». «После Янга» — кино на стыке хай-тека и магии, оба ладно уживаются в азиатском культурном коде. В семье горе — умер старший брат, а вернее, он просто вышел из строя: андроид (репликант, техно-сапиенс) достался от перекупщиков, и его поломка не входит в гарантийный случай. Кудесник Когонада (снявший до этого трогательный «Коламбус») разбирает семью на атомы: кто кому родственник и можно ли выбирать родных? Все цвета кожи, люди и роботы уживались под одной крышей, пили чай и были счастливы. Кино вышло медитативное, эмпатичное, мелодичное — оттого лишних слов про него и не хочется сыпать. Шанс убедиться в этом самим скоро будет: фильм выпустят в прокат в России A-ONE.
«Худшего человека на свете» уже похвалили Александр Роднянский, Питер Брэдшоу и все русские кинокритики, родившиеся в конце 80-х и начале 90-х. Йоаким Триер снял нежнейший и точнейший опус молодости: растерянной и обаятельной, наивной, но щедрой на жизнелюбие. Артистка Рената Реинсве органически совершенна и бессовестно красива, она обладает какой-то непревзойденной магией очарования. Ее Юли несется по Осло, как бежала когда-то Грета Гервиг в «Милой Фрэнсис» по Нью-Йорку, чтобы понять, что вся жизнь не впереди, а происходит уже сейчас. Не скроем, вырвались в Канны именно ради таких картин: их мы бережно завернем в пляжное полотенце, чтобы не разбить в чемодане, и долгими зимними вечерами будем пересматривать в снежной Москве. Подробнее о фильме, который мгновенно влюбил в себя и имеет потенциал стать культовым для тридцатилетних, мы рассказали в нашей рецензии.
Пока Настасья выполняет годовой план за сутки, Катя решает устроить день Мэтта Дэймона. На самом деле так выходит по расписанию: долгое рандеву с актером первой величины, а потом 2,5-часовой фильм с ним же, явно нацеленный на «Оскар». Обо всем по порядку.
Рандеву с профессионалами индустрии – это одна из лучших фишек Каннского кинофестиваля. Где еще можно задать вопрос Клинту Иствуду, послушать монологи Кристофера Нолана и посмеяться над безумными историями Джоди Фостер? Конечно, на Круазетт, если успеть вовремя забронировать билет. Мэтт Дэймон приехал представлять фильм «Тихий омут» Тома МакКарти, после пресс-конференции сразу пришел поговорить и с нами. Мэтт рассказывал очень забавные истории, которые тепло принимал весь зал. Например, когда они с Беном Аффлеком только-только получили гонорар за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг», друзья решили снять новую большую квартиру. Проблема была в том, что никто не хотел заключать с ними контракт из-за плохой кредитной истории и отсутствия трудоустройства. Поэтому они ходили к риелторам с журналом Variety, тыкали в статью со своими фотками и говорили: «Вот эти два дебила — это мы, у нас есть деньги, сдайте нам квартиру». В итоге получилось. Также рассказывал про невозмутимость Брэда Питта перед наплывами папарацци и радовался, что его личная жизнь «скучная», поэтому он по жизни избегает историй со сталкерами. Запись рандеву можно посмотреть тут.
Сразу после рандеву пошли смотреть «Тихий омут», трейлер к нему выглядел очень скучно, но режиссер Том МакКарти, получивший «Оскар» за «В центре внимания», внушает доверие. Мэтт Дэймон играет чуть ли не карикатурного американца из Оклахомы, который приезжает в Марсель (Франция), чтобы навестить свою дочь, угодившую в тюрьму за убийство. Девушка не теряет надежды на пересмотр дела и хочет выйти из тюрьмы раньше, но поскольку полиция отказывается браться за повторное расследование, главный герой берет ситуацию в свои руки. Звучит как боевик с Лиамом Ниссаном? На деле совсем наоборот. МакКарти помещает героя-патриота в чужую страну, где все его республиканские и консервативные ценности выглядят максимально неуклюже. Получается такой ироничный триллер в обертке из-под социальной драмы, абсолютно крышесносный коктейль, все два с половиной часа проносятся как мгновение. Мэтт Дэймон явно закончит этот год номинацией на «Оскар», одна из его самых выдающихся ролей. Надеемся, фильм все-таки выйдет в российский прокат.