Современное итальянское кино — это не только Паоло Соррентино и Маттео Гарроне, а десятки режиссеров, которые одновременно продолжают традиции национального кинематографа и ищут новые выразительные средства. Вспомнили восемь отличных фильмов, с которых стоит начать знакомство с итальянским кинематографом XXI века.
Монументальная история братьев Карати, которая развернулась почти на полвека: с середины 1960-х по начало нулевых. Глазами Николо и Маттео зритель наблюдает за главными событиями, произошедшими в Италии второй половины XX века. «Лучшие годы» — это практически кинороман, шестичасовой фильм, вдохновленный картинами «Рокко и его братья» и «Леопард»; он демонстрирует, насколько личная жизнь обычных людей связана с политикой, ведь даже маленькие события могут навсегда ее изменить. Внушительный хронометраж не отпугнул жюри Каннского кинофестиваля, на котором фильму вручили главный приз секции «Особый взгляд».
Трогательная история психоаналитика и его семьи, переживающей трагедию. Воскресным утром Джованни и его сын Андреа должны были отправиться на совместную пробежку, но планы внезапно изменились: отец отправился к очередному пациенту, а сын поехал с друзьями заниматься дайвингом. В этот день Андреа утонет, а Джованни будет винить себя и свою работу в смерти сына. Единственная отдушина героя — исследование оставшейся после сына комнаты, наполненной его вещами. Через них Джованни и остальные члены семьи будто заново знакомятся с Андреа и его интересами, о которых они никогда не знали. Психологическая драма Нанни Моретти была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
Полудокументальный фильм классиков итальянского кино братьев Тавиани. «Цезарь должен умереть» — немного наивная попытка взглянуть на жизнь арестантов и показать, что, несмотря на заключение, они все равно остаются людьми. Камера фиксирует уникальный эксперимент театрального режиссера, решившего поставить шекспировскую пьесу «Юлий Цезарь» с заключенными обычной итальянской тюрьмы, — зрители наблюдают, как они проходят кастинг, сравнивают свою жизнь с героями пьесы и тщательно репетируют свои роли в своих камерах и во время прогулок. Для зрителя это всего лишь очередная постановка с непрофессиональными актерами, для заключенных — редкий опыт, который позволяет им хотя бы на мгновения вырваться из серой тюремной рутины.
Криминальная драма с красивым названием «Сто шагов» — это байопик левого журналиста Пеппино Импастато, который в 1970-х одним из первых начал открыто критиковать мафию. В те времена существование коза ностра не признавали ни купленные политики, ни коррумпированные полицейские, однако от их деятельности страдали обычные люди и простые рабочие. Устав от произвола мафии в родном провинциальном городе, Импастато начинает вести ироничные передачи на радиостанции, подтрунивая над местным боссом Тано Бадаламенти. Тот сначала удивляется пылкости молодого человека, а потом решает бороться с ним проверенными методами. Вынесенное в заголовок словосочетание «Сто шагов» — расстояние между домами Импастато и Бадаламенти.
«Мартин Иден» — философский роман о слепой амбициозности и, возможно, главное произведение Джека Лондона — добирался до больших и малых экранов несколько раз. На прошлогоднем Венецианском кинофестивале была показана последняя на данный момент экранизация от известного итальянского режиссера Пьетро Марчелло, который перенес место действия в Неаполь, но сохранил дух романа. В фильме Мартин, все тот же моряк-самоучка, разрывается между пролетарским духом и желанием добиться взаимности от представительницы буржуазного общества, читает книги пачками, но благодаря новым знаниям осознает тщетность бытия.
На медовой ферме в провинциальной Италии работает семья — строгий отец, мать и четыре дочери доподросткового возраста. Дети следуют строгим правилам, за которыми следит старшая дочь: они спят, когда она скажет, и работают под ее бдительным присмотром. Когда дети видят недалеко от дома съемочную группу реалити-шоу о фермерах, героиня без ведома отца заполняет заявку на участие, еще не догадываясь, к чему это приведет. Второй фильм надежды итальянского кинематографа Аличе Рорвахер — поэтичная квази-документальная мелодрама о взрослении и конфликте поколений, отмеченная Гран-при Каннского кинофестиваля.
Малоизвестная притча, основанная на древнегреческой концепции метемпсихоза, в которой допускается реинкарнация после смерти и трансмиграция души. Итальянский режиссер Микеланджело Фраммартино создал фильм на основе знаменитого утверждения Пифагора, что тот прожил четыре жизни. Картина, состоящая из четырех частей, демонстрирует зрителю четыре фазы одной жизни: сначала стареющий пастух пытается излечиться от болезни, собирая пыль с пола церкви и смешивая ее с водой. После этого сюжет фильма переключается на жизнь маленького козленка, старой ели, и в конце концов наступает последняя фаза — угля, с помощью которого местные жители топят камины.
Криминальный триллер о двух излюбленных темах итальянского кинематографа — детях и мафии. В провинциальном городке 1970-х десятилетний мальчик Микеле ежедневно играет с друзьями во время летних каникул. Однажды он обнаруживает заброшенный дом, в одной из комнат которого находится странная яма, небрежно закрытая крышкой. Герой поднимает ее и обнаруживает закованного в цепи ровесника, с которым он начинает ежедневно общаться. Позже из передачи новостей Микеле узнает, что был похищен сын известного миланского мафиози, а виноваты в этом, скорее всего, жители города и его отец. Очень красивое, но неуютное кино, сравнивающее невинную детскую дружбу с миром алчных и думающих только о деньгах взрослых.