Неожиданно минорная драма о поиске подводных сокровищ, которая угнетает и раздражает, а не увлекает и дарит радость
Неожиданно минорная драма о поиске подводных сокровищ, которая угнетает и раздражает, а не увлекает и дарит радость
Живущий на Мальте инструктор по дайвингу и «черный археолог» Макс (Константин Хабенский) узнает, что жить ему осталось неделю – если он не вернет местной мафии долг в 200 тысяч евро. К счастью для него, он сталкивается на пирсе со своей бывшей девушкой Катей (Светлана Ходченкова) и ее женихом Андреем (Денис Шведов), преуспевающим банковским менеджером. Рассказав им, что в 1940-х в окрестностях Мальты затонула немецкая подлодка с сундуком драгоценных религиозных артефактов, Макс убеждает Андрея оплатить подводную экспедицию по их поиску.
Солнце, море, девушки в бикини, подводные экскурсии, поиски сокровищ… Когда видишь все это обещающий постер «Авантюристов», представляешь бодрую и легкомысленную романтико-приключенческую комедию вроде «Золота дураков». «Сейчас будешь весело!» – говоришь себе, покупаешь билет, на всякий случай смотришь трейлер фильма… И уже по недовольным голосам персонажей и закадровому блюзу понимаешь, что постеру верить нельзя.
И действительно, у «Авантюристов» нет ничего общего с «Золотом дураков», кроме главного героя, одержимого кладами, и главной героини в бикини. Это не комедия, не источник радости и даже по большому счету не романтический фильм. По сути и стилю «Авантюристы» ближе всего к драмам о «пауках в банке», в которых колючие и коварные герои соревнуются в несимпатичности, алчности и готовности подставить друг друга. Макс пытается «поставить» Андрея на деньги, зная, что тот отнюдь не миллионер и что он вкладывает в авантюру все, что у него есть, а Андрей соглашается работать с бывшим парнем своей девушки, хотя видит, какие взгляды Катя порой бросает на Макса, и сознает, что рискует реальными отношениями ради призрачных сокровищ. В свою очередь, героиня взирает на них обоих то с неодобрением, то с любовью и, честно говоря, совершенно непонятно, что она в них находит. Особенно в Максе, потому что Хабенский в фильме небритый, обрюзгший, красный как рак и саркастичный как старый трансвестит. Неудивительно, что его герой по уши в долгах – кто доверится дайвинг-инструктору, который так похож на портового бомжа?
Конечно, солнце, море и подводные красоты пытаются выправить настроение фильма. Но режиссер «Бабла» Константин Буслов кроет природные козыри козырным тузом – тоскливой, меланхоличной музыкой, которая без устали напоминает, что драма и под солнцем драма и что проплывающие перед камерой рыбки не заставят зрителей полюбить несимпатичных персонажей. Которые, в довершение всех своих недостатков, видят в древнеегипетских статуэтках (как сказал бы Индиана Джонс, «их место в музее!») лишь ценники с множеством нулей. Ходченкова, правда, с таким жаром повторяет слова «женщина-кошка» (самая прославленная статуэтка – фигурка «кошачьей» богини Бастет), как будто намекает, что она с куда большим удовольствием снялась бы в очередном голливудском комиксном блокбастере. Потому что играть там наверняка интереснее, чем кататься на катере с Бивисом и Батхедом.
Чего еще нет в фильме, помимо вызывающих уважение героев и хорошего настроения? Еще в «Авантюристах» нет юмора, экшена (персонажи ничего не могут противопоставить до зубов вооруженной мафии), захватывающего поиска кладов с разгадыванием исторических головоломок («Я полистал старые документы и нашел, где надо нырять.» – «Ладно, будем нырять там.» И это все!) и неожиданных сюжетных поворотов, которые не было бы видно на километр вперед.
Что же в картине есть? Как уже говорилось, приличные подводные съемки (ничего феерического, но с поганой овцы…). А также небольшой экскурс в историю Мальты и Светлана Ходченкова в бикини. Много Светланы Ходченковой в бикини. Последнее, впрочем, не так здорово, как кажется, когда произносишь эти слова. Ведь наша звезда из тех женщин, которые в одежде настолько красивы, что от раздевания не выигрывают. Совершенство не улучшишь! Что хорошо для Ходченковой, но плохо для фильма, который использует ее обнажение для привлечения зрителей.