![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Зонг-опера о солнце русской поэзии.
В прокате «Пророк. История Александра Пушкина» — умеренно хулиганский, вылизаный биографический боевик о русском поэте. Снятый режиссером-дебютантом Феликсом Умаровым фильм оставляет странноватое кисло-сладкое послевкусие: за два с небольшим часа зрители и посмеются, и удивленно пожмут плечами, и гневно воскликнут «Такого не было!», и проникнутся к Пушкину смешанными чувствами, но точно не останутся обделенными эмоциями. Разбираемся, хорош ли Юра Борисов в роли поэта-бунтаря и насколько рэп подходит для словесных баталий при дворе.
«Пушкин, Пушкин!» — скандирует собравшаяся на набережной реки Мойки толпа, радуя Наталью Гончарову (Алена Долголенко) исступленным вниманием к фигуре мужа. Крик народный переходит в крик дружеский, и юный Александр Сергеевич (Кай Гетц) просыпается в стенах Царскосельского лицея. Впереди дуэль, за которую вспыльчивого лицеиста накажут недопуском на экзамен, где среди прочих присутствует Гаврила Державин. Но Пушкин яростно зачитывает дисс напыщенному надзирателю Пилецкому и, прыгая по столам в стиле «Общества мертвых поэтов», буквально врывается в запретную аудиторию навстречу рукоплещущей комиссии во главе со стариком Державиным.
Уже с первых минут «Пророк» ясно дает понять: перед нами не традиционный байопик, а музыкальный мультижанровый эксперимент. Балы, на которых кутит Пушкин (уже с лицом Юры Борисова), отсылают к ярким картинам База Лурмана, а царский Петербург гуляет исключительно в стиле вечеринки Midsummer Night's Dream. Поэт облекает хорошо известные по школьной программе стихи в мощные речитативы, а его друзья (к которым Пушкин обращается исключительно «брат») Данзас (Роман Васильев) и Пущин (Илья Виногорский) отбивают бит с помощью каблуков и стульев. Иными словами, «Пророк» — история рок-звезды с понятным движением сюжетной спирали: взлет, падение, кризис, поиск себя, слава, снова кризис, катарсис.
Рассказ о насыщенной жизни Пушкина Умаров разделяет на главы с помощью текстовых отбивок с указанием года: вот лицей, а вот беспечная жизнь в Петербурге, а вот первая ссылка, затем вторая. Фильм прессует события, выбрасывая целые годы, не просто так. «Пророк» — пример чувственного байопика, где место исторической достоверности занимает серия эмоциональных взрывов. Очевидно, у создателей фильма не было задачи дословно пересказать биографию поэта — лишь правильно уловить цепочку состояний и переживаний Пушкина и сшить из этого драматическое полотно. Именно поэтому окружение подчеркнуто вторит содержанию сцен: хмельной Петербург для Пушкина всегда темен, но освещен сотнями свечей и салютов, в Одессе, где происходит знакомство поэта с томной графиней Воронцовой (Аня Чиповская) и осознание себя как литератора, — зной и яркое летнее солнце, в ссылке в селе Михайловском — зима и стужа.
Актерская мышца Юры Борисова органично откликается на малейшую перемену настроения его героя и несется по эмоциональным американским горкам. Проблема лишь в том, что, по сути, Борисову нечего играть. Как и с любым своим персонажем, актер проделал с Пушкиным большую работу по сонастройке, но, увы, сценарий изначально не подразумевал настоящей глубины. «Пророк» — кино впечатлений, а не анализа. Остальной актерский ансамбль пребывает в аналогичном положении: Сергей Гилев в роли начальника III отделения императорской канцелярии Александра Бенкендорфа внушительно строг, со сталью во взгляде, Николай I в исполнении Евгения Шварца язвителен и обтекаем. Жуковский (Илья Любимов) сглаживает углы при дворе, Данзас кутит, Пущин ведет декабристов на верную смерть, Наталья Гончарова прекрасна и любит танцевать. Кажется, каждому из персонажей дали ровно одну характеристику, которой актеры успешно (и талантливо, надо сказать) придерживаются.
Впрочем, «Пророк» не просто так имеет пояснительный подзаголовок «История Александра Пушкина». Поэту здесь уделяется больше всего времени, и сложно винить создателей картины в подобном подходе. Отрадно, что именно сейчас проявилась столь необходимая смелость, позволившая ввернуть в рассказ об одном из главных персонажей русской истории рэп-батлы и вечеринки в стиле «Великого Гэтсби». И пусть вышло довольно одномерно, но в драйве и стремлении пошатнуть российские жанровые устои Феликсу Умарову и его команде точно не откажешь.