В заголовке именинного текста мы позволили себе слукавить дважды: во-первых, ответить на сокровенный вопрос мы постараемся сами, а во-вторых, сегодня, 12 апреля, Сирше Ронан исполняется только 28 лет. А это значит, что до 30 актриса может успеть не только получить еще одну-две-три номинации на престижные награды, но и стать лауреаткой. Впрочем, судя по всему, регалии ее мало волнуют.
Рассказываем, почему в карьере талантливой артистки нет осечек, рассуждаем, прав ли был Райан Гослинг, когда сказал, что Сирша Ронан — новая Мерил Стрип (спойлер: и да, и нет), и как «Оскары» были важны на взлете, а сейчас произошла девальвация статуэтки.
Несмотря на то что Сирша Ронан родилась в США и провела первые три года жизни в Бронксе, актриса справедливо считает себя ирландкой: снова и снова она объясняет, как правильно произносить непростое имя Saoirse, что значит «Свобода». Взрослела юная леди в деревне недалеко от Дублина в семье актера Пола Ронана. Папа и брал дочку на съемочные площадки первых картин и сериалов — допустим, «Клиники», но не той, о которой вы продумали.
Костюмная драма Джо Райта «Искупление» стала в некотором роде культовой: зеленое платье Киры Найтли превратилось в символ краткого момента счастья взаимной любви, сбивающей с ног, а экранизацию одноименного романа Иэна Макьюэна пересматривают дождливыми вечерами по всему миру в минуту тоски по большому светлому чувству. Но с годами за блеском глаз Джеймса МакЭвоя и мисс Найтли позабылся еще один влюбленный взор: именно Брайони, сыгранная сразу тремя артистками, была главной героиней душераздирающей истории. Сирша сыграла будущую писательницу в 12 лет и в первый раз попала на радары критиков и академиков, которых в этом случае сложно уличить в предвзятости или конъюнктурных происках.
Юное дарование (простите за штамп, но пересмотрите картину — иначе не назовешь) мало того что сыграла девочку, которая обречена быть ненавистной зрителю, еще и сделала это так, что Брайони невозможно не сострадать даже при жгучей неприязни. Пусть номинация на «Оскар» в 13 лет и не рекорд — уже была Ширли Темпл и будет Куавенжане Уоллис, — но серьезный аргумент для того, чтобы повзрослеть как актриса и доказать, что признание не было случайностью. За первым ярким впечатлением последуют второе и третье, и постепенно врожденные данные перерастут в неповторимое мастерство. Ценой успеха станет юность на съемочной площадке: как-то вроде бы мимоходом Сирша тоскливо подытожит, что ей не хватило детства.
Несмотря на существенные различия биографии, в Эйлиш из «Бруклина» сложно не разглядеть саму Сиршу. Молодая ирландка покидает родной городок с поддержкой священника, чтобы найти себя в Бруклине: работу, вечерние курсы, новую семью.
К 2015 году Ронан уже сыграла болезненную роль в «Милых костях» Питера Джексона, снялась в ряде инди-картин, среди которых артистке особенно дорога «Как я теперь люблю» (лента действительно незаслуженно мало всплывает в медиаполе), и появилась в кукольных мирах Уэса Андерсона в роли Агаты — кондитерши с родимым пятном, в которую влюблен портье Зеро в «Отеле ‘‘Гранд Будапешт’’». В том же году Ронан отметилась и в режиссерском дебюте Райана Гослинга «Как поймать монстра»: после совместной работы и прозвучало сакраментальное сравнение с Мерил Стрип, которое впоследствии стало мантрой.
Выборочные штрихи фильмографии перечислены не случайно: на пороге «Бруклина» Сирша уже перестала быть новенькой или приезжей. К 20 годам артистка успела построить не исключительную, но вполне достойную фильмографию, которая не всем удается и за 50 лет перед камерой. Но, несмотря на внушительный кинематографический опыт, за испуганными глазами Эйлиш, которая впервые ступает на американскую землю, хочется разглядеть и искреннее смятение Ронан.
В картине Джона Краули жизнь поделилась надвое — девушке из Ирландии предстоит совершить выбор: уехать и не оглядываться или вернуться, чтобы остаться. Что по душе Сирше, известно: как только появляется возможность, артистка спешит домой. Большую часть времени вне съемочного процесса Ронан живет в Дублине и Лондоне (где осенью 2021 года актриса была занята в постановке «Трагедия Макбета»).
При безболезненной ассимиляции на Голливудских холмах Ронан не испытывает трудностей в самоидентификации и гордится корнями, о которых не забывает практически в каждом публичном выступлении. И роль в «Бруклине», столь созвучную своему «я», вспоминает с особенной любовью, и даже признается, что цветочная юбка стала любимым нарядом в гардеробе героинь.
Новая номинация начинает новый отсчет: Сирша прошла круг от одной костюмной драмы до другой, от ребенка-дебютантки до зрелой актрисы и молодой женщины, которая выбрала свою тропу.
Если и существуют союзы, заключенные на небесах, то к ним точно можно причислить дуэт Сирши Ронан и Греты Гервиг. Когда артистка, сценаристка и режиссёрка Гервиг задумала «Леди Берд», то искала среди юных девушек свое альтер эго. Несмотря на то что историю птички-бунтарки из католической школы в Сакраменто нельзя назвать в полной мере автобиографичной, так или иначе сценарий опирается на опыт взросления Гервиг.
После просмотра «Милой Френсис» Сирша Ронан (как и все другие подающие надежды молодые артистки) захотела оказаться на одной съемочной площадке с главной принцессой американского мамблкора. Поэтому, когда раздался звонок, согласие не заставило себя ждать. Ронан признавалась, что сразу почувствовала: их с Гретой связывает не только профессиональная тяга друг к другу. Набор общих ценностей, схожий взгляд на мир и женщину в микрокосме и сделал кинематографисток идейными соратницами.
Едва ли другая актриса могла бы вжиться в леди Бёрд так точно, легко и без сопротивления — Ронан верна Станиславскому: каждый раз, получая сценарий, Сирша прикидывает, не какой вехой в карьере будет та или иная роль, а могла бы она стать таким человеком. Кристиной МакФерсон, которая просит называть себя леди Бёрд, однозначно могла бы.
«Оскар» вновь проходит мимо — на арене Френсис МакДорманд из Эббинга, Миссури, но итог фильма куда важнее и для актрисы, и для постановщицы, и для всех нас: два сильных голоса нашли друг друга в одном оркестре. Профессионально воссоединились Грета и Сирша почти сразу: еще до старта съемок «Леди Берд» Гервиг лелеяла надежды снять собственных «Маленьких женщин». Роман воспитания Луизы Мэй Олкотт — книга символичная и важная почти для каждой, кто соприкасается с творчеством, будь то кино, литература или живопись. Сирша поставила режиссёрке ультиматум: я должна стать Джо Марч.
И стала. Вероятно, так бы поступила в подобной ситуации и героиня романа.
В ленте Гервиг зеркало авторки преломляется через несколько поколений: Олкотт писала Марчей с собственной семьи, Грета хотела воздать должное и писательнице, и героине, и собственной биографии в кино. Помимо этих трех «немаленьких» женщин Сирше в спину дышали и еще три исполнительницы роли Джозефины: великая Кетрин Хэпберн, первая сыгравшая партию еще в начале 30-х, и бойкая Джун Аллисон, и упрямая Вайнона Райдер. Споры о том, кто же стал лучшей мисс Марч, бессмысленны: Грета Гервиг лишний раз доказала, что каждому поколению нужна своя Джо. Нам досталась белокурая девица с бездонными глазами и лицом Сирши Ронан.
«Оскар» вновь ушел в чужие руки (теперь Рене Зеллвегер) — и в этом, вероятно, не осечка исполнения, а консерватизм академии. Но глупо спорить с тем, что Сирше выпал билет, который многие актрисы ждут всю жизнь. Ронан сыграла основополагающую героиню мировой литературы и исполнила свою партию проникновенно и чисто.
В «Маленьких женщинах» две артистки встретились в одном кадре, волей-неволей провоцируя прессу вернуться к теме преемственности. Несмотря на то что Стрип — ветеранка голливудской славы, первую номинацию из последующих 21 великая актриса получила только в 30. У Сирши есть как минимум 10 лет форы и все шансы однажды обогнать заслуженную. Но стоит ли оно того?
Климат сильно изменился, прошедшая премия и раздутый скандал вокруг выходки Уилла Смита выглядят удручающей попыткой поднять рейтинги, а многие важные картины 2021 года и вовсе остались на периферии внимания академиков. Вероятно, реплика Райана Гослинга (в правомерности которой едва ли кто-то может усомниться) скорее относится к профессионализму и отношению к ремеслу. И тут точно можно чертить знак равенства.
Сирша Ронан не такая резонансная актриса, как Кристен Стюарт, не стала любимой всем миром в одно утро, как Флоренс Пью (тоже, кстати, уроженка Туманного Альбиона), но помимо врождённой харизмы и сумасшедшей органики у ирландки есть невероятная воля и стремление выполнять свою работу безукоризненно. Быть отличницей на съемочной площадке. И в этом контексте «Оскары» превращаются в пятерки на полях дневника. Эти оценки вряд ли пригодятся во взрослой жизни, но, разбирая старые вещи, так приятно наткнуться на похвалу.