Со дня рождения Джейн Остин прошло почти 250 лет, а страсть аудитории к романам о высоких чувствах и низких каблуках не угасает. К знаменательной дате погрузились в мир муслина, парчи и шелковых признаний и пересмотрели главные экранизации прозы писательницы, чтобы выбрать идеальную адаптацию. Предубеждения, разум, чувства, рассудок, гордость — называем любимые ленты по имени, расставляем от худшей к лучшей и опять признаемся в любви таланту Джейн (и мистеру Дарси!)
Почетное упоминание
«Джейн Остин» — и не роман писательницы, и не биография в полной мере, а нечто среднее: воздушная и трагичная фантазия о том, как персонажи прозы когда-то были людьми, чьи страсти и ошибки стали топливом для пера одаренной женщины. А потому в рейтинге картина стоит особняком, без номерного места. Практически сразу после выхода фильма ценители и знатоки бросились доказывать, что центральная любовная интрига едва ли имеет право на существование: увлечение Томасом Лефроем, а тем более связь Джейн Остин с юристом сильно романтизированы (в арсенале лишь пара писем). Что ж, тем лучше для кино!
Картина Джулиана Джаррольда упрощает, обобщает и предлагает поклонницам литературы Остин редкое удовольствие — горько поплакать вволю. Судьба писательницы сложилась куда драматичнее и печальнее, чем завершались арки воспитанных ею героинь. «Джейн Остин» — любовное послание романам, ставшим классикой: то и дело натыкаешься на знакомых персонажей и репетиции драматургических коллизий. Возможно, вольная трактовка жизни Джейн воспринималась бы куда враждебнее, если бы не бездонное обаяние Энн Хэтэуэй — артистка рисует образ хрупкой и смелой женщины со стальными принципами и едким чувством юмора. Иронии как раз и не хватает большинству экранизаций прозы Джейн.
14-е место
Когда речь заходит об адаптациях прозы Джейн Остин, на периферии общепризнанной классики располагаются усредненные экранизации, собравшие все стереотипы о костюмных драмах с томлением большой любви. Особенно если в дело вступает BBC: будут бесконечные слезы, ажурные чепчики и долгие разговоры за обеденным столом.
Пожалуй, именно «Доводы рассудка» — роман, которому до обидного не хватает внимания кинематографистов: в наследство от писательницы осталась история несостоявшейся помолвки и морские пейзажи прибрежного Бата. В версии Адриана Шерголда наряду с бризом в кадре то и дело сквозит уныние и феноменальное отсутствие юмора, несвойственное Джейн Остин. Единственное, что держит картину на плаву, — исполнительское дарование Салли Хокинс, актрисы, у которой с тех пор появилось две номинации на «Оскар». Ее Энн проникновенно смотрит и великолепно смущается, но из-за нестройной драматургии меркнет перед другими экранными барышнями Остин.
13-е место
«Эмма» — самый экранизируемый роман Джейн Остин. Среди многочисленных адаптаций была обнаружена та, которая теряется на фоне остальных. Картину Дирмуда Лоуренса сложно полюбить всем сердцем: фильм в лучшем случае выглядит дополнением к книге. Телевизионная лента вышла в один год с голливудской экранизацией, и своеобразное противостояние видится во всем: брюнетка Эмма против блондинки Эммы (Гвинет Пэлтроу), холодная палитра против солнечной, вдумчивый Найтли против вечно критикующего Найтли. Иными словами, карты легли не в пользу «Эммы» Лоуренса. Кейт Бекинсейл — чудесная актриса (звезда еще примерит наряды эпохи и воплотит другую остиновскую героиню), но совершенно блеклая мисс Вудхаус. А Марк Стронг словно бы оказался на съемочной площадке по роковой случайности: харизматичному актеру идет антураж старины, но мистер Найтли, увы, не самая подходящая для него роль. Режиссер позволяет себе изобразить на экране фантазии Эммы: маневр, который сильно выбивает из общего тона и сбивает с толку. Похвалить картину можно за Джейн Фэрфакс: Оливия Уильямс уловила таинственность и уязвимость героини, которой приходится хранить тайну и терпеливо ждать минуты счастья. Ну и, конечно, в «Эмме» безупречные костюмы, но этим, как известно, может похвастаться едва ли не каждая адаптация прозы Джейн Остин.
12-е место
Сериал «Сэндитон» основан на незавершенном романе Джейн Остин — писательница успела написать только 11 глав. Шарлотта Хейвуд (Роуз Уильямс) приезжает в приморский город Сэндитон: маленькое поселение только-только начинает строиться и привлекать немногочисленных туристов. Героиня блуждает по невероятной красоты просторам, трепещет при виде холодного нарцисса, влюбляет в себя добродушного паренька, наблюдает за окружающими на балах. В общем, все приличия остиновской адаптации соблюдены. Но «Сэндитон» напоминает мышеловку: новая экранизация манит пейзажами и съемочной группой (одним из сценаристов выступил Эндрю Дэвис, который работал над другим сериалом-экранизацией — «Гордостью и предубеждением» 1995 года), а после оказывается ловушкой для потенциала прозы. В каждом тексте Остин сердцем сюжета выступает главная героиня. Шарлотта же не тянет на звание ролевой модели: есть в ней черты и бойкой Лиззи Беннет, и кроткой Фанни Прайс, и меланхоличной Энн Эллиот, но нет чего-то исключительного. Скорее всего, романистка не успела как следует раскрыть героиню, а сценаристы слепили своеобразного монстра Франкенштейна. Впрочем, ругать проект всерьез совершенно не хочется! Под чары морского ландшафта и Тео Джеймса (актер играет новую инкарнацию мистера Дарси) подпасть довольно легко. «Сэндитон» — своеобразный младший брат «Бриджертонов» (да, эротические сцены тоже присутствуют).
11-е место
Фильм Энга Ли — одна из самых известных и любимых публикой экранизаций. Картина даже получила «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и «Оскар» за лучший адаптированный сценарий (за это стоит благодарить Эмму Томпсон, которая не только сыграла главную роль, но и выступила сценаристкой). Увы, в нашем списке «Разум и чувства» не удостоился лавров и отправился в конец топа.
Спустя 28 лет фильм не выглядит столь впечатляющим: то ли время не пощадило экранизацию, то ли мы пресытились классическими костюмированными драмами. На первый взгляд все в картине Энга Ли на месте: неловкий Хью Грант, сдержанная Эмма Томпсон, мрачный Алан Рикман, чувственная Кейт Уинслет — именно ради звездного квартета стоит включить картину! Но смотреть «Разум и чувства» — то же самое, что сидеть в душной комнате без свежего воздуха. Томпсон бережно переносит оригинальный текст на экран, но Энг Ли боится позволить себе и намек на хулиганство. Чересчур серьезная адаптация едва передает настроение остиновского пера: романистка, как известно, поражает остроумием и иронией. «Разуму и чувствам» же не хватает живости и задора — порок, конечно, не столь большой, но закрыть глаза на такое сложно. Пожалуй, история Элинор и Марианны заслуживает свежей адаптации: пора стряхнуть пыль с книги и вновь оживить фактурных героинь на экране.
10-е место
После пересмотра нескольких экранизаций прозы Джейн Остин кряду складывается впечатление, что роль непокорной героини начала XIX века — своего рода экзамен на профессиональную пригодность для британских актрис. В версии «Нортенгерского аббатства» 2007 года мастерство доказывают Фелисити Джонс и Кэри Маллиган — и справляются с задачей играючи и блестяще.
«Нортенгерское аббатство» — роман несчастливый судьбы: рукопись получила публикацию уже после смерти писательницы. Пожалуй, именно в адаптации «Аббатства» нашлось место хулиганскому и уместному метакомментарию: романтичная и увлеченная Катрина посвящает все свободное время чтению готических романов и не представляет жизни без литературы. Фильм Джона Джонса запоминается и выделяется именно благодаря озорным вставкам фантазий Катрины — идут балы, признания ждут своего часа, а девушка то и дело погружается в сладкие мечты о любви, как в литературе. Впрочем, как и всех прочих героинь Джейн Остин, юную особу ждет все, чего она так жаждет.
9-е место
Черно-белая экранизация «Гордости и предубеждения» осталась в тени более знаковых адаптаций книги. Со временем кажется, что версия 1940 года забылась и совсем редко упоминается в разговорах об истории любви Элизабет Беннет и мистера Дарси. У работы Роберта З. Леонарда есть свои достоинства, недостатки и характерные особенности. Первое, что бросается в глаза, — другие наряды. Художник по костюмам Адриан попросил режиссера перенести место действия в другой исторический период — примерно в 1830-е. Перемена позволила использовать более роскошные костюмы. Вместо муслиновых одеяний прямого силуэта — пышные платья с рукавами колокольчик. Осторожно, не всем изменения могут прийтись по душе: на экране словно бы разгуливают не знакомые нам сестры Беннет, а совершенно чужие барышни. В сюжете тоже немало вольностей: есть даже момент, где мистер Дарси (между прочим, Лоуренс Оливье) учит Лиззи стрелять из лука! Мисс Беннетт, к слову, сильно отличается от героинь Киры Найтли и Дженнифер Эль: Грир Гарсон изображает юную леди статной, горделивой и несколько холодной особой. Тем не менее смотреть экранизацию сороковых — занятие не утомительное. Режиссер не стремится следовать оригинальной прозе, благодаря чему картина освежает текст и позволяет взглянуть на любимых героев с совершенно иного ракурса.
8-е место
Девяностые навсегда останутся временем эталонного переосмысления классики. Третья волна феминизма принесла с собой свежий взгляд на знакомые произведения: «Маленькие женщины» Джиллиан Армстронг сделали романы Луизы Мэй Олкотт новогодней сказкой о самоопределении, а фестивальная режиссерка Патриция Розема вдохнула новую жизнь в непопулярный роман Остин «Мэнсфилд-парк».
К свойственной текстам Остин беззастенчивой иронии кинематографистка добавила кружевной эротизм и социальный дискурс: главная героиня Фанни (Фрэнсис О’Коннор) то и дело рассуждает о положении рабов в Британии. «Мэнсфилд-парк» — именно та экранизация, которую хочется найти, составляя подобный список: недостаточно популярная, чтобы быть у всех на слуху, но довольно смелая, чтобы расшатывать принятые каноны.
7-е место
«Леди Сьюзан» — еще один роман Джейн Остин, не попавший в руки публики при жизни писательницы и, вероятно, потому не столь любимый кинематографистами. Ретроспективно история выглядит как духовный сиквел «Эммы», пусть и написана раньше, а кастинг адаптации лишь укрепляет связь произведений. Вдовствующую леди Сьюзан сыграла Кейт Бекинсейл, примерившая роль мисс Вудхаус в уже упомянутой экранизации 1996 года.
В отличие от большинства романов Остин, «Леди» посвящена не юной девице, а женщине состоявшейся. Матери незамужних мисс редко вызывали у Джейн симпатии, Сьюзан Вернон — счастливое исключение: писательница восторженно упивается полотном интриг, которые плетет героиня. Режиссер Уит Стиллман сделал ставку на бессовестную комедию в лучших британских традициях: компанию Бекинсейл на экране составили Хлоя Севиньи и Стивен Фрай. В сатирических декорациях жанра родилась совершенно неповторимая протагонистка или даже антигероиня, которая заметно выделяется в пантеоне вдохновенных барышень Остин: леди Сьюзан практически бессердечная злодейка и искусная манипуляторша, в которую невозможно не влюбиться.
6-е место
«Доводы рассудка» 2022 года успели обругать со всех сторон: Энн Эллиот в исполнении Дакоты Джонсон не пришлась по душе половине публики, а вольный сюжет оттолкнул любителей дословных адаптаций. Добавьте к этому «слепой кастинг», и вот по щелчку пальцев «Доводы рассудка» оказались аутсайдерами в коллекции остиновских экранизаций. Мы берем на себя миссию восстановить справедливость и реабилитировать трогательную и между тем остроумную картину о неловких встречах бывших.
Дакота Джонсон то и дело ломает четвертую стену, горюет о возлюбленном с бокалом вина в руках и едва может сдержать неуместные комментарии в обществе. Да, героиня смутно напоминает робкую Энн Эллиот из книги, но зато остроумная барышня похожа на девушек XXI века, отчего классика на экране обретает терапевтический эффект. Мисс Эллиот учит зрительниц залечивать разбитые сердца, флиртовать на балах и разрушать проклятие френдзоны. Нестандартная экранизация, как и отношения героев, заслуживает второго шанса. Если в год премьеры вас смутил низкий рейтинг, то сейчас самое время отбросить предубеждения и позволить Энн Эллиот увести за собой в девичьи томления: что в прошлых столетиях, что сегодня мотив страданий один и тот же.
5-е место
Несмотря на то что рейтинг создавался в любви и единении авторок, один камень преткновения в редакции все-таки нашелся. Выбрать лучшую «Эмму» среди двух костюмных вариаций оказалось невозможно — симпатии разошлись. Что логично — именно история свахи мисс Вудхаус особенно полюбилась кинематографистам, которые то и дело обращаются к тексту: вариантов прочтения комедии множество (один уже упоминали ниже, другой последует дальше).
«Эмма» Дугласа МакГрата в равной степени кокетливая, трогательная и ироничная лента. Ориентир на оперетту позволяет не относиться к действию слишком серьезно, но и не превращает сердечные метания высшего света в откровенный фарс. Гвинет Пэлтроу упоительно играет особу с богатым воображением и багажом ценных рекомендаций о том, как следует жить и кого любить. Не подвел и сдержанный мистер Найтли: сводный брат Эммы в исполнении Джереми Нортэма особенно похож на книжного рассудительного джентльмена. «Эмма» 1996 года — весенний праздник наливных яблок, робкого румянца, изысканной парчи и многозначительной болтовни о новых влюбленностях каждый день и навсегда. Проще говоря, идеальная спутница в тоскливый вечер, к которой хочется возвращаться снова и снова.
5-е место
Пятое место вместе с «Эммой» 1996 года делит другая Эмма — с точкой, Аней Тейлор-Джой и ажурным миром пирожных. Джейн Остин влюбила в себя мир благодаря сочетанию романтики и юмора: любовные вздохи кружат в танце с едкой иронией. Отем де Уайлд уловила настроение первоисточника: «Эмма.» заставляет смеяться каждый раз, когда герой Билла Найи негодует из-за сквозняка, трепетать от прикосновений главных героев и судорожно искать себе новую шляпу (головных уборов в картине бесчисленное множество).
Режиссерка не совершает революцию — текст перенесен на экраны с большой любовью с едва заметными изменениями. Но де Уайлд удается оживить персонажей старой Англии: добавив образам гротеска и изящества, она не скатывается в карикатурный вальс фигур. Жизнь кипит в деталях: Эмма задирает платье, чтобы согреться у камина, и сбрасывает туфли после утомительных балов, а Найтли скидывает сюртук, чтобы полежать на полу и как следует подумать. Авторка не только сосредотачивается на пылких чувствах свахи, но и поет оды женской дружбе: пожалуй, именно в этой экранизации сложные, но между тем нежные отношения Эммы и Гарриет занимают центральное место. «Эмма.» — то самое кино, которое утолит жажду по костюмированным драмам, даст совет при сложностях выбора кавалера и напомнит, почему мы так любим романы Джейн Остин.
4-е место
Сложилось впечатление, что именно в этом году при приближении праздничного сезона все потянулись пересматривать классику ромкома и обнаружили историческую несправедливость: Бриджит Джонс в начале нулевых клеймили толстушкой и вместе с тем потешались над внешностью героини и метаморфозами Рене Зеллвегер. Двадцать лет спустя органика, конфигурации и обаяние Бриджит лишь радуют, как и непосредственное отношение барышни к жизни. Миллениалки, выросшие на комедии Шэрон Магуайр, пройдя все стадии принятия, стали проще относиться и к внешнему виду, и к поражениям, а заодно и заразительнее прочих смеяться над неудачами.
Так при чем же здесь Джейн Остин? Роман «Дневник Бриджит Джонс» британки Хелен Хилдинг откровенно черпал вдохновение в хитросплетениях «Гордости и предубеждения»: сила непростых симпатий в трио, страсть на сопротивление с молчаливым и заносчивым джентльменом и гнет безбрачия в семье. Магуайр решила и вовсе повторить успех и пригласила на роль мистера Дарси Колина Ферта, который… сыграл мистера Дарси в мини-сериале 1995 года. Не можем ее винить: партия идеальная что 30, что 20 лет назад. Несмотря на определенные вольности (такие как отсутствие четырех сестер у мисс Джонс), именно современные интерпретации классики доказывают, что у романов Джейн Остин нет срока годности: одиноким женщинам непросто презентовать себя в обществе что в XIX, что в XXI веке (надеемся, что леди из XXII повезет!).
3-е место
Для многих Джейн Остин связана именно с экранизацией Джо Райта: «Гордость и предубеждение» 2005 года — одна из самых известных адаптаций прозы романистки. Зрительскую любовь легко объяснить, понять и разделить: режиссер не только пересказал не угасающую два столетия историю любви, но также и соткал полотно взросления: днем в доме Беннет всегда слышится звонкий девичий смех, а по ночам – сестринский шепот. Картина пестрит знаковыми моментами, которые впоследствии разлетелись на скриншоты и фанатские видео. Упустим очевидные сцены, когда признание в любви происходит под проливным дождем, а воссоединение – в лучах рассветного солнца. Язык Остин — про полунамеки, знаки, мельчайшие детали. Райт хорошо понимает, в чем сила писательского пера, и сплетает кино из крохотных фрагментов: невозможно забыть, как Дарси сгибает ладонь после прикосновения Элизабет, сложно не заметить, как Бингли слегка задевает пальцами ткань платья Джейн. Если не это апофеоз остиновской прозы, то что?
2-е место
Есть такие фильмы (или мини-сериалы, не важно), которые больше чем фильмы, экранизации или душещипательные истории любви. «Гордость и предубеждение» 1995 года — настольная книга вопросов и ответов, колода карт Таро для раскладов и основополагающая фантазия о красивом романе сразу для нескольких поколений. Мини-сериал, с одной стороны, чопорный, неспешный и довольно важный: он красуется нарядами, драматичными поворотами головы и дырой в сердце от не выговоренных признаний. Но в то же время по прошествии лет в шестичасовой ленте остается пространство для беззлобного юмора и отчасти потешающегося взгляда со стороны на душевные метания.
«Время трилогии» — кодовый позывной для фанатов «Звездных войн», но приходит и особенная пора для поклонниц и поклонников Джейн Остин. Пересмотр мини-сериала Саймона Лега от BBC — неповторимое внутреннее состояние, нечто вроде жгучей потребности нарядить новогоднюю елку на майские праздники. Разбудите нас через сто лет: всегда найдутся леди с фолиантом в обнимку, вглядывающиеся в узоры кудрей и мятежа сомнений Колина Ферта. Ах, мистер Дарси!
1-е место
Отдать пальму первенства «Бестолковым» — дело рискованное. В фильме нет ни старой доброй Британии, ни платьев в пол, ни интриг на балу. Более того, не все знают, что картина о школьниках — экранизация «Эммы», а Шер Горовиц — современная версия свахи мисс Вудхаус. Лишь включив фильм, улавливаешь знакомый сюжет и начинаешь считывать пасхалки к книге. Тем не менее редакция солидарна в одном: от перемены места действия ключевая идея не меняется. Как выяснилось, барышня из XIX столетия может оказаться в Беверли-Хиллз 1990-х и надеть мини-юбку, но при этом остаться той самой любимой многими героиней — избалованной, остроумной и обеспеченной девушкой, которая любит вершить судьбы других.
Костюмированных драм по мотивам остиновских романов великое множество. Даже в наш внушительный список не влезли все адаптации: запутавшись в подолах платьев, можно споткнуться, а среди мистеров Дарси – заблудиться. Модернизированные экранизации подтверждают бессмертие прозы Джейн Остин: классические истории пересказываются на новый лад, а герои продолжают жить в альтернативных условиях, но при тех же условностях. «Бестолковые» — образец адаптации, которая обновляет шрифт толстого романа и сохраняет ядро первоисточника. Есть ли разница, какой век на дворе и на чем передвигаются герои? Необъятная мощь великой писательницы в другом — в знании множества нюансов человеческой натуры.
С Колином Фёртом сериал смотрим, когда нужно качественно прогрузиться идеализированными сердитыми благородными чуваками и проассоциировать себя с душкой Элизабет, и чтобы эффекта хватило на полгода.
С Кирой Найтли кино смотрим, когда времени мало и нужен эффект на неделю-две.
Эмму с Аней Те...йлор Джой смотрим, когда жизненно необходимо, чтобы красотой и изяществом, как ударом снегоочистительной лопаты, вырубило хоть ненадолго из кошмарной реальности.
Вроде всё. Спасибо всем