Незаслуженно обруганная критиками экранизация романа Джейн Остин от Netflix.
«Доводы рассудка» — последний роман Джейн Остин, который хоть и признан классикой, но не получил и толики славы и любви «Гордости и предубеждения» или «Эммы». Поэтому культовой экранизации, которую бы пересматривали, вытирая слезы ажурным платочком, книге так и не досталось (или, наоборот, из-за того что: сложно установить верно причинно-следственную связь). Хотя «Доводы рассудка» по природе своей приветливы к кинематографистам — и из-за компактного формата, и из-за живописных красот прибрежной Великобритании.
Фильм театральной постановщицы Кэри Крэкнелл не отходит далеко от текста: «лишняя» сестра в благопристойном семействе Эллиотов Энн (Дакота Джонсон) когда-то была влюблена, что поразительно — взаимно, но счастливый брак не состоялся. Ближайшая поверенная семьи и подруга покойной маменьки леди Рассел (Никки Амука-Берд) отговорила юную особу от неудачной партии. Уэнтворт (Космо Джарвис) обаятелен и учтив, но у моряка есть опасное призвание и нет ни гроша за душой — союз такого толка противоречит всем доводам рассудка. Время рану расставания не залечило, и через восемь лет после разрыва Энн и Фредерик вновь оказываются в одном обществе.
Вероятнее всего, чувствительную публику разозлили не вольности сюжета, а «слепой кастинг»: для идейных консерваторов инклюзивность в эпоху Регентства, что заноза в пятке — ноет и не дает покоя. В пространные размышления о том, почему допущения не рушат художественную целостность, пускаться не хочется, напомним лишь о том, что кинематограф вид искусства довольно условный и принимать близко к сердцу авторские решения не стоит.
В качестве компромисса предлагаем воспринимать «Доводы рассудка» как костюмную фантазию по мотивам Джейн Остин. Традиции и книксены чуть позабыты, но фраки не пылятся в шкафу, Энн паясничает за завтраком и разговаривает со зрителями прямо через камеру, превращая аудиторию в поверенных каждого стука сердца. Хулиганство прочтения граничит с сумасбродной романтикой и попыткой осмыслить роман интонациями сегодняшнего дня. Незамужняя девушка под тридцать предпочитает бутылку вина разговорам с самодовольным отцом (Ричард. Э. Грант), а литературу — светским приемам. Кое-что остается прежним сквозь века: Энн ведет себя неподобающим образом в координатах социальных условностей и расстраивает окружение отсутствием супруга. У притязаний барышни на симпатии первой любви срок годности и вовсе вышел, остается лишь наблюдать со стороны за новыми ухаживаниями старой пассии.
В начале XIX века Джейн Остин задалась вопросом, ответа на который нет до сих пор: как разговаривать с бывшим на вечеринке и не ударить в грязь в лицом? Допустимую во время написания романа неловкость режиссерка превращает в главный метод построения комедии — юмора в экранизации значительно больше, чем томных переживаний (но и их предостаточно). Энн больше похожа на героиню нулевых вроде Бриджит Джонс, чем на Элизабет Беннет из мини-сериала 1995 года (как мы помним, в обоих случаях Колин Ферт сыграл мистера Дарси). Жонглирование характерами, событиями и приметами времени может обидеть одних, а другим показаться попыткой укутаться в шаль славы «Бриджертонов», но на деле Крэкнелл лишь попыталась сделать историю понятной без привязки к датам, и это ей удалось.
Беря сегодня в руки романы Остин, сложно избавиться от мысли, что писательница изо всех сил сдерживала стремление лишний раз съязвить над чопорностью традиций и поглумиться над заскорузлыми деревенскими нравами. Тут и там между строк прорывается знаменитая едкая ирония Остин, которая изо всех сил старается не терзать лямку приличий. «Доводы рассудка» Netflix — попытка позволить тексту зажить той жизнью, которая раньше была невозможна. И, конечно, рассказать довольно трепетную историю любви. В конце концов может же быть у общения с бывшим счастливый конец? Хотя бы в кино.
При всей душевной искренности, колком юморе, румянце Дакоты Джонсон и великом исполнении Мэри Мией МакКенной-Брюс, фильм Netflix все же не станет той самой экранизацией, которая вернет заслуженное внимание нежному роману. Но не метя в вечность, а живя сегодняшним днем, лента Кэри Крэкнелл выглядит куда симпатичнее и смелее, чем недавняя «Эмма.» с Аней Тейлор-Джой. «Доводы рассудка» — харизматичная романтическая комедия, которая лишний раз проговаривает, что время идет, а ничего по-настоящему не меняется.