Красивая, по-настоящему жизненная и очень эмоциональная драма сперва потрясает глубиной переживаний и головокружительными пейзажами, но к финалу утрачивает хватку и приползает к титрам заметно упрощенной
Супруги Томас и Эбба с детьми Верой и Гарри приезжают в Альпы на недельный отдых. Великолепные пейзажи и отличная погода обещают лучший отпуск в их жизни, но буквально во второй же день отдыха семья становится свидетелем схода небольшой лавины. Движимый инстинктами Томас поддается минутному страху и проявляет слабость своего характера, оставив семью один на один со стихией. Никакой опасности обычное для Альп явление не несло, но в сердце Эббы поступок Томаса засел занозой. Можно ли говорить о каком-то доверии, если человек, которому ты посвящаешь свою жизнь, готов легко тебя бросить в трудную минуту? С маленького сомнения в прежде дружной семье начинается разлад…
Режиссера Рубена Эстлунда поклонникам артхауса и социального кино представлять не нужно, уже первым своим фильмом «Гитара-монголоид» шведский постановщик дал повод поставить заметку на полях возле своего имени и гарантировал интерес зрителей и критики к своим последующим работам. В целом карьера Эстлунда развивается по восходящей, поэтому его новую картину ждали с особенным интересом, однако, подобно демонстрируемым в ленте горным пейзажам, «Форс-мажор» получился совсем не однозначным. Добротным, но в некоторых вещах проигрывающим предыдущим лентам режиссера.
Для начала о хорошем. Поклонникам Эстлунда наверняка понравится завязка драматической истории, которую зрителям придется пережить за пять дней отпуска Томаса, Эббы и детей. Как и многие другие артхаусные авторы, Рубен хватается за небольшую, торчащую из общего полотна чьей-то жизни ниточку, тянет за нее и наматывает огромный клубок проблем, конфликтов и скрытых эмоций, обнажая попутно лакуны непонимания, прорехи комплексов и несовершенство обывательского мира. Так, в «Форс-мажоре» центром притяжения внимания и одновременно точкой невозврата в отношениях счастливой пары становится крохотный эпизод на веранде ресторана. Несущаяся на здание снежная стена управляемой лавины сначала кажется совершенно не опасной, потом сеет панику и, наконец, заставляет Томаса бежать, бросив жену и детей. Морозный туман развеивается, никто не пострадал, но, как в сказке «Снежная королева», в сердце Эббы остался ледяной осколок, заставляющий все последующие дни грызть супруга. Томас и сам не рад произошедшему, в момент опасности он не проявил себя героем, но действовал инстинктивно.
Стоит ли себя корить за это? Пожалуй. Но, подобно той самой лавине, конфликт между Томасом и Эббой разрастается с каждой минутой, вовлекая все новых и новых героев. И вот уже дети в истерике от ожидания развода родителей, сами герои отправляются в загул отдельно друг от друга, страсти накаляются, напряжение звенит, как струна. Сомнение в одном небольшом эпизоде перерастает в сомнение о сделанном выборе в принципе – тот ли это человек, с которым я хочу прожить жизнь? Не самая лучшая тема для раздумий. Не слишком богатую экшеном разговорную ленту Эстлунд филигранно разбавляет фантастическими, захватывающими дух пейзажами, проводит визуальные и музыкальные параллели между мыслями героев, демонстрируя свой несомненный режиссерский рост.
Действительно, от того, чтобы не проследить, к чему же приведет подобный раскол, отказаться очень трудно. Но тут-то Эстлунд и дает слабину. Подобно Андрею Звягинцеву, постепенно идущему от визуальных высказываний к фактически массовому кино, Рубен тоже в «Форс-мажоре» желает понравиться большему числу зрителей и охватить большую аудиторию. Желание похвальное, но требующее компромисса, который в данной ленте выражен в некотором упрощении развязки и откровенно слабом, нацеленном на понимание сердобольных зрителей финале. Раньше Эстлунд был несколько злее и к героям, и к зрителям.
Заключительными сценами ленты, дилеммой, о ком позаботиться в первую очередь, о жене или детях, режиссер как бы предоставляет главному герою второй шанс. Ход очевидный для мейнстрима, но далекий от артхауса и реальной жизни – не бывает вторых шансов, судьба не столь благосклонна. Да и из треснувшей чашки пить опасно – раз задумавшись о правильности выбора спутника жизни, с этой мыслью больше не расстаться никогда.
Картина подстегивает к размышлениям, диалоги героев располагают к примерке на себя их действий и мыслей, но все это лишь домыслы и предположения – реальность оказывается непредсказуема, а действия наши зачастую необъяснимы. В этом их опасность, их ненадежность, но и их красота, сравнимая разве что с умиротворенными альпийскими пейзажами, в любую минуту готовыми взорваться смертоносной опасностью.