Аглая Тарасова наводит порядок в дисфункциональной семье.
Тридцатилетние (или около того) трудоголички из Москвы XXI века готовы абсолютно ко всему: к воскресшим родственникам, медийным скандалам и стремительным увольнениям, концу света в конце недели, взлету цен на белое полусухое (что примерно одно и то же) и даже к влюбленностям в первого встречного с фактурными усами, но не готовы к ранней менопаузе. Журналистка светской хроники без всяких стремлений к светскости Рита (Аглая Тарасова) ошарашена новостью гинеколога: климакс пришел, откуда не ждали. Времени даже подумать о том, хочется ей рожать или стоит отпустить последний поезд с перрона фертильности, особенно нет: шанс на успешное ЭКО медленно тает, а Рита решает все остатки собранности и ответственности направить на поиски донора спермы, отказываясь выбирать по табличке. Только на примете нет даже более-менее подходящего бывшего без вредных привычек и врожденных заболеваний.
«Морозко» обещает ситуативную комедию совпадений и промахов, где Рите и ее новому знакомому Тарасу (Никита Ефремов с вышеупомянутыми усами) предстоят гастроли по Москве и области в поисках подходящего папочки/генетического материала (нужное подчеркнуть). Интермедия обещает, что одобряемый кандидат найдется: Рита через видеозвонок общается с эмбрионом и рассказывает, откуда будущее чадо появилось. Если придерживаться жанровых законов романтики и удивительных свойств тиннитуса, история рискует трансформироваться в упрощенный балаган гипертрофированных ситуаций, призванных подсветить судьбоносную встречу с тем самым. Но, к счастью, за чередой гэгов (иногда чертовски смешных, а иногда чертовски пугающих) скрывается психотерапевтический и довольно личный рассказ авторки шоу Юлии Лысовой о том, как хочется иметь хорошую (ту самую нормальную!) семью, особенно если ты сама выросла в проблемной.
При умелой подаче и изрядной доле артистизма синопсис сериала OKKO можно преподнести как элевейтед-хоррор студии A24: телесные трансформации, травма детства, киберзвонки и даже экстрасенсорика в быту (Полуночный ковбой Геннадий Масленников заслуживает сотни комплиментов). Сложно найти реальную статистику, но что-то подсказывает, что количество ВДА (взрослых детей алкоголиков) сильно превышает заявленные цифры, и многие даже не знают, как жизнь с зависимым родителем повлияла на личность — в том числе на умение выстраивать отношения. Несколько дней поисков своего будущего для Риты превращаются в экскурсию по прошлому: мужские фигуры отца и деда (Николай Наумов/Виктор Логинов и Андрей Федорцов) определили характер взрослой женщины, которая не в состоянии распрощаться с заученными паттернами поведения.
Наравне с одиссеей сегодняшнего дня в сериале сосуществуют флешбэки, где Риту сыграла чудесная Алиса Руденко. Постепенно цепочка событий из детства выстраивается в «обмороженность» Риты сегодня, имеющую мало общего с румяными щеками Настеньки из сказки. Дело, конечно, не только в репродуктивных функциях, которые подводят без шансов на чудесное излечение, а в попытках сделать шаг в жизнь самостоятельную и сепарацию не только от семейных сценариев, но и от собственных страхов.
С одной стороны, фантастические фильмы по детским историям заполонили отечественный кинопром — от «Бременских музыкантов» до «Щучьего веления». Но задолго до красочного бума кинотеатрального размаха женская режиссура в России (не только в кино, но и в театре) была сопряжена с переосмыслением сценариев из детских сказок. Анна Меликян дебютировала в кино разбивающей сердце «Русалкой» с Машей Шалаевой, Любовь Мульменко искала жизнь в рыцарских преданиях во «Фрау», Марфа Горвиц определяла рамки чувства в спектакле «Золушка», Рената Литвинова сочиняет собственные неповторимые сказки, а Юлия Лысова выбрала «Морозко» не случайно — не для того, чтобы притянуть волшебство, а чтобы проститься с холодом. Рита даже чуточку Кай — с острой льдинкой, застрявшей в сердце.
Чрезвычайно личная интонация Лысовой вместе с вдумчиво и последовательно прописанным сценарием («Морозко» может похвастаться редкими для отечественных стримингов диалогами) вместе рождают вроде бы feel-good проект о том, как важно разобраться в себе и успокоиться. Но жанровая рамка обкрадывает богатый нюансами проект. С «Морозко» не хочется прощаться, а Лысовой мечтается вручить медаль за храбрость: редко у кого получается столь честно, смело и в то же время иронично говорить о вещах, которые пугают, а потому бесконечно замалчиваются.
А сюжет похож на недавнюю "Риту", но Ингрид Олеринская мне показалась грубой и неотесанной, так что сериал смотреть не стала.
"Морозко" пока смотрю, но ради Никиты Ефремова