Разбросанная, сценарно не выверенная, но зато трогательная и эмоциональная драма о взрослении и первой любви на фоне торговли «травкой»
В 1991 году старшеклассник Дэниел (Тимоти Шаламе) приезжает на лето к родственнице, которая живет на курортном полуострове Кейп-Код. Поначалу парень чувствует себя неприкаянным чужаком, но затем заводит дружбу с местным сердцеедом и торговцем «травкой» Хантером (Алекс Роу). Вскоре Дэниел сам становится дилером и придумывает, как расширить бизнес и зарабатывать сотни тысяч долларов. Одновременно парень заводит роман с главной городской красоткой Маккейлой (Майка Монро), которая оказывается младшей сестрой Хантера. Родственники не общаются после громкой семейной ссоры, и Дэниелу приходится скрывать, что он близок с ними обоими.
Дебютная картина американского сценариста и режиссера Элайджи Байнума вдохновлена реальными событиями, но это не байопик и не экранизация документального расследования. Байнум положил в основу фильма байки и сплетни, которые слышал, когда рос в маленьком городке в штате Массачусетс. Поэтому повествование в «Жарких летних ночах» ведется от имени подростка, наблюдающего за героями в окно, и поэтому выстроена картина как непоседливый детский рассказ.
Если судить фильм по законам сценарного мастерства, то обвинительный вердикт придется вынести задолго до финальных титров. Развешанные по стенам чеховские ружья палят через раз – скажем, картина подробно расписывает отношения в городке между бедняками и богачами, после чего практически забывает об этом конфликте и не вводит в действие ни одного значимого героя-богатея. Те же персонажи, что в картине есть, порой оказываются не нужны повествованию. Так, многие рецензии даже не упоминают, что у Хантера появляется девушка в исполнении Майи Митчелл, поскольку Эми проводит много времени на экране, но не влияет на действие и на героя.
Сюжетные темы в фильме нередко ведут себя как подлодки – всплывают, стреляют и надолго пропадают из виду. Даже ключевой мотив наркоторговли проявляется лишь в нескольких сценах, хотя, казалось бы, весь фильм можно было посвятить тому, как умник Дэниел и здоровяк Хантер строят свой мини-картель. Вместо того чтобы сосредоточиться и как следует раскрыть основные сценарные идеи, картина разбрасывается и тратит время на ироничные вставки и отступления, которые не связаны с сутью повествования. Но как ругать за это «Жаркие летние ночи», если у микрофона ребенок, которому положено перескакивать с темы на тему и выпаливать все, что приходит в голову, а не вести рассказ с мастерством бывалого оратора?
Хотя в фильме Байнума много событий, это не фильм-история, а фильм-переживание – погружение в душевный хаос подростка на грани взрослой жизни. Дэниел впервые влюбляется, целуется, занимается любовью, пробует наркотики, заводит опасную дружбу, обманывает людей, нарушает закон, испытывает судьбу, осознает опасность реального мира… И все это в течение считаных недель. Парень находится на эмоциональном пике, и картина передает это ощущение – особенно в страстных и трогательных романтических сценах, которые, пожалуй, лучшие в фильме. Хотя есть своя прелесть и в одновременно комичных и напряженных эпизодах, где набравшийся храбрости Дэниел объясняется с бандитами.
Новая надежда артхаусного Голливуда Тимоти Шаламе вполне убедителен в роли главного героя, но выделить хочется не его, а Алекса Роу из телесериала «Сирена». Британский актер превосходен в образе крутого и немного загадочного парня, о котором судачит вся округа. Как говорят в Америке, «приходишь ради Шаламе, остаешься ради Роу». В свою очередь, из Майки Монро (хоррор «Оно») получилась достойная «плохая девчонка» – дерзкая, привлекательная и до времени скрывающая свою ранимость.
Это не ностальгическое кино, перегруженное приметами эпохи, но ощущение 1990-х все же создается. Персонажи смотрят «Терминатора 2: Судный день», девушки носят характерные прически, рассказчик отвлекается на исторические события 1991 года, а за кадром звучат хиты, которые не в точности соответствуют времени, но опознаются как «звуки прошлого». И, конечно, действие развивалось бы иначе, если бы у героев были сотовые телефоны и аккаунты в соцсетях.
«Жаркие летние ночи» справляются со своей художественной задачей, но кажется, что лента была бы намного сильнее, если бы создатель картины не прятался за спину маленького рассказчика, а выстроил выверенное «взрослое» повествование, где каждая сценарная строчка работала бы на результат. Поэтому поставить высокую оценку рука не поднимается. Тем не менее это перспективный и прочувствованный дебют, недостатки которого легко списать на первую пробу пера.
С 2 августа в кино.