Не показывайте вашим детям.
Бонусные показы Каннского фестиваля 2023 года похожи скорее на серию проверок на прочность, чем на череду долгожданных премьер. Если «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе стали особенным событием наряду с конкурсными фильмами, то прочие зрительские сеансы едва ли могут похвастаться убедительностью. Создается впечатление, будто критики так плохо вели себя весь год, что Пэр Ноэль Тьерри Фремо (директор фестиваля — прим. ред.) решил оставить в подарок журналистам мешок угольков. Открылся смотр вульгарной мылодрамой о фаворитке короля «Жанна Дюбарри», «Дисней» вытряхнул пыльную кладовку «Индианы Джонса», в полуночные показы угодил боевик Родригеса «Гипнотик» (занял нишу «так плохо, что даже хорошо»), а первые две серии «Идола» потерпели неминуемое крушение. Закрыть фестиваль было решено на умилительной ноте — новом мультфильме студии Pixar.
Добро пожаловать в город Элементал, который издалека похож на Зверополис, а вблизи рассыпается на стихии: воздух, вода, земля и огонь. С пламенеющими мигрантами предлагается солидаризироваться и зрителю: вновь прибывших отправляют в своеобразное гетто, где пылающие не мешают жить остальным горожанам жгучими касаниями. Отец семейства Берни (Роналдо дель Кармен) открывает лавку чудесностей (всяческие съедобные угольки, вулканические светильники и другая тематическая дребедень), и жизнь постепенно входит в новое русло. Повзрослев, его дочь Эмбер (Леа Льюис) испытывает сложности с работой в сфере услуг: общение с нетерпеливыми клиентами дается нелегко, еще и «водный» инспектор Вейд (Мамуду Ати) подбросил неприятностей проверкой.
«Элементал» хочется с порога безапелляционно назвать одной из главных неудач Pixar. Несмотря на понятную и артикулированную метафору расовой сегрегации (в сословии огненных узнаются азиатские мигранты, но при желании можно считать их и мексиканцами, и евреями), устройство мира стихий бесконечно дает сбои.
Разумеется, довольно самонадеянное дело ругать анимацию за условность, но выдуманная вселенная оживает, когда подчиняется заданным правилам. Огненные человечки то прожигают все на свете, то сидят на деревянных стульчиках. Водные, нагреваясь до кипятка, испаряются, а не становятся, допустим, воздушными элементами. Земельные малыши повторяют один и тот же гэг с цветочком подмышкой. Можно еще долго перечислять неряшливые нюансы, но основная беда в том, что любые недочеты могут потонуть в увлекательном приключении и быть незаметными за общим обаянием анимации. Уже упомянутый Зверополис был тщательно выстроен, придуман и сконструирован — в зверский город хотелось переехать всей семьей, чтобы заглянуть в каждый уголок и навестить всех мохнатых жителей. Элементал же нуждается не в расширении границ, а в устойчивом фундаменте, который не будет трясти под порывами сюжета.
Закончим с претензиями к архитектуре. Ключевой становится любовная линия межрасовой (мультистихийной?) пары: Эмбер и инспектор Вейд проникаются друг к другу нежными чувствами. Вроде бы «Дисней» заходит на довольно понятную и вменяемую территорию поиска компромиссов между культурными различиями и особенностями менталитета. Каждый раз, когда Эмбер захлестывают эмоции и желание все бросить, водный избранник выводит зазнобу на диалог, пытаясь помочь спутнице определиться с занятием по душе. Но признания, обиды и прощания не щекочут сентиментальных чувств и совсем не трогают.
Если пройтись по актуальным тегам, «Элементарно» Питера Сона («Хороший динозавр») должен выглядеть как еще один крупный проект Pixar, который говорит о кровоточащих ранах универсальным языком. Но стоит перешагнуть порог и начать оглядываться по сторонам, как становится понятно, что за социально одобряемыми конструктами и пространными разговорами о самоопределении и сепарации от родителей не стоит ни захватывающей истории, ни тщательно придуманных характеров, ни визуального торжества анимации. В общем-то, мультфильм вышел действительно до обидного элементарным и плоским — скорее как ролик для младших классов, чем полнометражная картина ведущей анимационной студии.