Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

КАННЫ-23: рецензия на фильм «Город астероидов» — «Сумеречная зона» Уэса Андерсона

Печальный карантин от бесконечных приключений.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 466 публикаций

«Город астероидов» (а если честно, то астероида — памятная достопримечательность у местных всего одна) — уже третий фильм Уэса Андерсона, который попадает в программу Каннского смотра. Премьеры «Королевства полной луны» и «Французского вестника» тоже состоялись на Лазурном берегу. Последний фильм настолько утомил и критиков, и зрителей, и случайных прохожих, что безусловная любовь к кукольным виньеткам режиссера сменилась усталостью и раздражением: «Город астероидов» заочно винят за самоповторы и форму, превалирующую над смыслом. Выводы последуют закономерные: Уэс Андерсон снял непривычную для себя картину, но не настолько, чтобы вернуть симпатию тех, кто лояльность к режиссерскому почерку утратил.

Джейк Райан на кадре из фильма «Город Астероидов»

Джейк Райан на кадре из фильма «Город Астероидов»

«Город астероидов», как и «Отель «Гранд Будапешт»», — конструкция многосоставная: хост вечерней телепередачи (Брайан Крэнстон) — этакий Род Серлинг в идеально подогнанном пиджаке — предлагает зрителям окунуться в ход постановки спектакля о дивном местечке, заброшенном среди песков. Когда монохром с представлением драматурга (Эдвард Нортон) и режиссера (Эдриан Броуди) отступает, «Сумеречную зону» заливает охристый цвет ветреной пасторали Астероид-сити. Холодная война, 1955 год: кратер, оставшийся после падения небесного тела, становится центром притяжения «юных звездочетов» — школьников-изобретателей-отличников, завороженных секретами вселенной, а пустыня вокруг — полигоном для испытания атомной бомбы и других правительственных экспериментов. Где-то между открытиями созидательными и разрушительными застряли печали маленьких людей, которые оказались в зоне карантина (буквального и эмпатического). 

Кадр из фильма «Город Астероидов»

Кадр из фильма «Город Астероидов»

Удивляет в первую очередь то, что лента почти лишена импульса движения и бойких аккордов музыки. Воздух в Астероид-сити пропитан полуденной жарой, шлягеры 50-х звучат лишь фоном из радиоприемников, а заглавная тема пробивается в перебивках телеблоков. Жизнь в городке если не остановилась, то поставлена на паузу: томительную негу ожидания прерывают лишь разговоры о существовании НЛО, лекции профессорки (Тильда Суинтон) и неспешные откровения военного фотографа Огги Стейнбека (Джейсон Шварцман) и актрисы Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон, сыгравшая Джанет Ли в байопике мастера сапспенса, остается верна хичкоковским дамам и у Андерсона). Огги потерял жену и три недели спустя должен сообщить детям (сын — космический отличник и три девочки — полупришельцы-полуведьмы, по их собственным словам), что мамы больше нет. 

Стив Карелл на кадре из фильма «Город Астероидов»

Стив Карелл на кадре из фильма «Город Астероидов»

До «Астероидов» самым болезненным фильмом Андерсена воспринимался «Поезд на Дарджилинг»: трое братьев через год после смерти отца отправились в спонтанное и хаотичное путешествие по Индии. Прошло 16 лет, и Уэс вместо перерождения, сброса балласта тяжелого багажа и самозабвенного движения вперед по рельсам жизни предлагает остановку и проживание утраты в душевной стагнации. Когда жена умерла, даже взрывы атомной бомбы — не более чем помехи на волнах радио «печаль». По словам Огги, атеистам проще верить не в рай и ад, а в то, что те, кто нас покинул, остались где-то на звездах (практически как в «Короле льве», за вычетом пришельцев). По крайней мере, так ему самому сказали в детстве. Вынуждая разношерстную публику застыть, Андерсон хороводит камерой, которая кружит между статичных фигур, облетая силуэты и фиксируя миниатюрные сценки-происшествия на дальнем плане. Ненавязчиво и будто случайно, где-то между болтовней, плавными переходами и близкими контактами третьей, первой и какой угодно степени, режиссер грустно проговаривает, что самая важная близость обречена закончиться потерей, но разлука не так страшна, если хочется верить во что-то еще.

Скарлетт Йоханссон в роли Мидж на кадре из фильма «Город Астероидов»

Скарлетт Йоханссон в роли Мидж на кадре из фильма «Город Астероидов»

Конспирология, правительственные заговоры, пришельцы, религия, законы логики, тайны устройства вселенной, страх ядерной войны — каждый ищет собственную пилюлю, чтобы заглушить боль и захотеть увидеть нечто большее, чем заброшенную заправку в городке посреди «нигде». Когда кадр покидает Астероид-сити и проваливается в слои метаизмерений, Уэс как-то обреченно и с горькой иронией исповедуется в том, что и его картинные сооружения (та самая пьеса из телепередачи), которые так всем надоели, — тоже анестезия. «Сумеречная зона» — не только гости с других планет и место пристанища чудищ в темноте, но и серая зона внутри, которая захватывает даже в самом солнечном городке, где не падает тень.

«Нельзя проснуться, если ты не спишь»: порой всем нужно крепко зажмуриться, провалиться в дрему, поверить, что истина где-то рядом, и уйти на карантин от реальности. А потом вернуться.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?