Аппетиты Disney переварили еще одну любимую франшизу.
В специальных показах Каннского смотра 2023 года прогнозировали премьеры и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, и «Барби» Греты Гервиг, но два внушительных релиза миновали фестивальные селекции, а место народного блокбастера заняла новая часть приключений Индианы Джонса с подзаголовком «Колесо судьбы». Лента тоже ожидаемая, но ожидаемая будто бы по инерции: «Хрустальный череп» уже однажды возвращал знаменитого археолога в шляпе на большие экраны; камбэк даже во главе с капитаном франшизы Стивеном Спилбергом был принят без лишних почестей. Но прошла еще декада, а это значит, что преданные поклонники успели соскучиться, а продюсерские карманы — опустеть.
Много ли можно еще сочинить приключенческих романов о неутомимом историке в поисках сокровищ и историй, которые захочется рассказать студентам на лекциях? По большому счету — сколько угодно! После четвертого фильма авантюры должны были перейти по наследству Мэтту (сыну Инди, сыгранному Шайей ЛаБафом), но со зрительской любовью не сложилось, а место юного искателя большого богатства и больших проблем занял Нэйтан Дрейк (Том Холланд) — последователь Индианы Джонса из мира видеоигр, который наконец добрался и до кинотеатральных экранов.
С преемственностью не вышло, а потому Disney решили провернуть то, что у студии получается в последнее время лучше всего: оседлать мертвую лошадь культовой франшизы. После флешбэка, который прилежно демонстрирует размашистую и продолжительную погоню (нацисты! поезд! артефакт!) и вполне убедительные возможности омоложения, «Колесо судьбы» обращается к проводам профессора Джонса на пенсию в 70-х годах. Спокойствие и уныние продлятся от силы минут десять: Инди не успеет даже опустошить бокал, как появится Вомбат (Фиби Уоллер-Бридж) — крестная дочка Джонса — с очередной легендой об очередной побрякушке, которая на этот раз поможет перемещаться во времени. Тут же обнаружатся и плохие парни, которым чудесный макгаффин жизненно необходим. Предводителем проходимцев-нацистов выступает Мадс Миккельсен, засветившийся еще в открывающей сцене (но самым харизматичным негодяем станет один из подручных в исполнении Бойда Холбрука).
На словах довольно сложно передать ощутимую разницу между жанровой предсказуемостью, которая может быть и комфортной, и утомительной. В пересказе «Колесо судьбы» предлагает ровно то, что требуется: череду эффектных преследований (оставляем отдельный комплимент муренам), картинные перестрелки, бесконечное движение вперед на любых видах транспорта, ценное сокровище с магическим зарядом и безобидные панчлайны. Фиби Уоллер-Бридж ловко впрыгивает в амплуа охотницы за мировым открытием планетарного масштаба, режиссер Джеймс Мэнголд прилежно копирует крупные планы и переходы Спилберга, а Мадс Миккельсен воспроизводит коронный злодейский прищур.
Но в хороводе жанровых приемов не хватает крупицы волшебства, обыкновенного для приключенческих фильмов. В мясорубке знакомых тегов ничего не рождается: ни химии, ни притяжения, ни кинематографического хулиганства, ни замирания сердца перед таинством. «Колесо судьбы» не злит и не радует, не разочаровывает и не влюбляет: создается ощущение, что при всех положительно заряженных приметах фильм абсолютно лишен вкуса, цвета и запаха. Будто затянувшийся рекламный ролик со старыми знакомыми героями во время трансляции «Супер Боула». Не получается ни переживать за археологов в бегах, ни восторженно следить за взлетами и падениями, ни включаться в перипетии с артефактом, которым жонглируют все причастные (и, вероятно, дело не только в том, что удалось попасть на показ в 8:30 утра). Узнаваемость не щекочет ностальгические нервы (хотя, разумеется, есть и те самые камео), а вызывает неприятное ощущение дежавю.
Единственной нерушимой и могущественной величиной конвейерной продукции остается Харрисон Форд, которого не ломает ни возраст, ни посредственно написанный сценарий, ни прозаичная режиссура. Последней голливудской звездой классического образца называют Тома Круза, но сколько бы Итан Хант ни скакал по самолетам, он не сравнится органикой и породой с Харрисоном Фордом, который велик, даже когда просто сидит на стуле. На съемках «Звездных войн» Кэрри Фишер скоропалительно влюбилась в коллегу и позже говорила о нем: «Когда я впервые увидела Харрисона Форда, я подумала: этот парень будет звездой, не просто знаменитостью, а настоящей звездой. У него типаж, как у Хамфри Богарта. От него исходила какая-то эпическая энергетика, и он был совершенно не из моей лиги. По сравнению с ним у меня даже не было лиги». Время идет, а статус не меняется: Форд с неподдельным достоинством держит хлыст и седлает лошадь в центре города. Но артисту совершенно не нужны сентиментальные постскриптумы культовым персонажам, что Джонсу, что Хану Солу — герои уже любимы навеки.