Веселая и трогательная немецкая картина о парне, который, почти ослепнув, имитирует зрячесть, чтобы получить любимую профессию
С тех пор как Салия Кахаватте (Костя Ульман) в детстве побывал в пятизвездочной гостинице, он мечтает стать работником отеля. Однако в самом конце школьной учебы у парня случается отслоение сетчатки, и врачам удается сохранить лишь 5% его зрения. Теперь он видит только расплывчатые силуэты и может читать большие буквы, когда смотрит на них впритык через мощную лупу. Но Салия не сдается. Когда крупные отели отказывают ему в учебной стажировке, он перестает писать в резюме о своей слепоте, развивает память и старательно имитирует зрячего. В результате он устраивается в самый престижный отель Мюнхена и проходит обучение с помощью посвященных в тайну новых друзей – разбитного однокашника Макса (Якоб Маченц) и младших работников заведения, которые хотят, чтобы парень утер нос требовательным инструкторам.
Как снимать кино и телесериалы о людях с ограниченными возможностями? Голливудцы в последние годы все чаще создают ленты, где слепота, глухота или паралич служат лишь одной из черт персонажей и не определяют связанные с этими героями сюжетные линии. Так, молодежный сериал «Их перепутали в роддоме» уделяет куда больше времени любовным и семейным волнениям главной героини, чем ее житейским трудностям, связанным с глухотой.
Это, наверно, самый прогрессивный подход к материалу, но он требует, чтобы действие развивалось в утопичной среде, где у подобных героев есть все возможности для самореализации и где никто, кроме отдельных ретроградов, не видит в таких персонажах парий без особых перспектив. К сожалению, даже в странах первого мира безбарьерная среда создана еще далеко не везде, и потому можно и нужно создавать ленты вроде новой немецкой трагикомедии, основанной на реальных событиях из жизни Салии Кахаватте, который годами скрывал от окружающих свою слепоту.
Трейлеры «Не/смотря ни на что» выпячивают комизм картины и заставляют предположить, что главный герой весь фильм только и делает, что попадает впросак. На деле все ровно наоборот. Ляпсусы у Салии случаются, но в основном картина не потешается над его отчаянными усилиями, а восхищается тем, как хитро парень выдает себя за зрячего и как многого он добивается, полагаясь на отличную память, тщательную подготовку и поддержку сестры и нескольких друзей. При этом он не пользуется чужой добротой как милостыней – друзьям Салия дает едва ли не больше, чем они ему.
С моральной точки зрения фильм тщательно выверен. Хотя картина болеет за героя, она признает, что обманывать нехорошо, и наказывает Салию, когда он в своей «игре» заходит слишком далеко. Кроме того, «Не/смотря ни на что» не изображает парня суперменом и демонстрирует, что даже у его впечатляющих способностей есть предел, который он не может преодолеть. Поэтому, хотя кино весьма позитивно, это не взгляд на тяжелую болезнь сквозь розовые очки. В «Не/смотря ни на что» находится место и для неудач Салии, и для мрачных моментов в его жизни.
Впрочем, смешных, добродушных и трогательных сцен в фильме куда больше, чем грустных, и это кино вполне может вдохновить на житейские свершения или просто поправить настроение. Есть в «Не/смотря ни на что» и романтическая линия, но она явно бледнеет в сравнении с крепкой дружбой Салии и Макса. Ведь свою девушку главный герой пытается провести, а Макс посвящен во все тайны, так что дружба Салии куда честнее, чем его любовь.
В общем, к художественным шедеврам «Не/смотря ни на что» не относится, но это и не скучное политкорректное кино, а заводная и обаятельная история. Ей насладятся даже те, кому совершенно неинтересна жизнь людей с ограниченными возможностями и неограниченными мечтами.
С 16 февраля в кино.