
Комедийный хоррор, который мог стать прорывом в жанровом российском кино. Но нет, ничего не вышло
Мать и сын отправляются в двухдневный автобусный шопинг-тур в Финляндию, не зная, что выбрали для этого не очень подходящее время – местные отмечают древний праздник, во время которого каждый уважающий себя финн должен съесть (ну или хотя бы надкусить) чужестранца. Туристов завозят в огромный супермаркет и начинают пир.
В кино многое из того, что кажется простым и незамысловатым, на деле представляет собой сложный механизм, в котором каждая деталька работает на общий эффект. Один из таких обманчиво «легких» жанров – это хорроры в стилистике «найденных пленок». Казалось бы, ну что тут сложного? Бери камеры, иди в осенний лес, пугайся каждой тени, в конце покажи мельком странную фигуру в белом саване – и все, запасайся мешками для миллионов. На деле все, конечно же, не так очевидно и нередко заканчивается печально – как в «Шопинг-туре».
На уровне синопсиса «Шопинг-тур» близок к гениальности. Разумеется, задумываться о его правдоподобии не стоит (шанс на то, что каннибалистические привычки финнов не всплыли бы раньше, близок к отрицательным значениям), но это по-хорошему хулиганская, свежая идея. Без проблем считывается и авторская ирония – кто там думал, что у соседа трава зеленее, а в Европе все цивильно? Будете засматриваться на изобилие, творящееся в «заморских» супермаркетах, сами не заметите, как вас съедят! Удачен и выбор главных героев – он заставляет вспомнить «Джиперс Криперс», где центральными персонажами являлись брат с сестрой. Мать и сын – это ведь не так банально, как обычные влюбленные, они могут вести себя крайне грубо и жестоко по отношению друг к другу.
Но это лишь вершина айсберга, потому что в сценарных и технических деталях «Шопинг-тур» со звоном разваливается на неприлично мелкие кусочки. Так, одна из главных «головных болей» создателей ужастиков в стилистике «найденных пленок» – объяснение, почему герои продолжают снимать происходящее, что бы ни творилось вокруг них. Создатели «Шопинг-тура» такой ерундой не заморачиваются – герой почему-то не прекращает съемку даже во время телефонного звонка! Вроде бы пустячок, но он весьма символичен и показывает небрежность создателей, которая распространяется и на сценарий в целом: например, едва унеся ноги от каннибалов (одному из которых пришлось раскроить голову сковородкой), герои начинают переругиваться на отвлеченные темы, а ближе к финалу, зная, что им надо всего лишь дотянуть до заката, не прячутся где-нибудь под кустом в лесу, а выходят из него и пробираются на задний двор супермаркета. Чтобы, конечно же, опять поговорить о личных проблемах.
Постепенно складывается ощущение, что Михаил Брашинский откровенно стесняется того, что снимает «низменное» жанровое кино, и пытается пристроить «Шопинг-тур» где-то между социальной сатирой, черной комедией (вы знаете, что в этот праздник финны часто кончают с собой от переполняющей их радости?) и семейной драмой. Получается очень неровно и неуклюже, а заодно начисто убивается саспенс истории, который Брашинский и так-то, честно говоря, нагнетает с переменным успехом