Выход в прокат скромного мультфильма "Карлик Нос" сразу в ста кинотеатрах страны и даже ближнего зарубежья -- событие по крайней мере в одном смысле. В смысле напоминания себе и населению, что Сельянов, его спродюсировавший -- это в стране и ближнем зарубежье хоть один абсолютно правильный, нормальный киношник.
После "Братьев", "Сестер" и "Войны" он берется за "Кукушку", после "Кукушки" – за "Карлика Носа", и все это не пропадает, все идет в дело, в прокат. Сельянов работает систематически, значит, "Кукушка" – никакая не случайность, и кино у нас есть. Такой сразу общий вывод, хотя рисовало мультик около 100 художников, но посудите сами.
Каждый родитель знает: как только малое дитя из лежачего положения переходит в сидячее, беги-покупай кассеты с "Щелкунчиком", "Золушкой", "Красавицей и чудовищем", и денег не наберешься все это покупать. Волшебный полнометражный мультик аккурат между кормлениями и прогулкой – первый экранный опыт современного человека. Но за все долгие годы очковтирательской Советской власти полнометражных мультиков отечественного производства снималось раз-два да обчелся. Родительские нужды, как и, тем более, детские, были власти по барабану, и мы десятилетиями смотрели по телевизору одни "Путешествия Нильса с дикими гусями". В качестве большого праздника после огромной очереди можно было попасть в кино на японских "Русалочку" или "Кота в сапогах".
После Советской власти, слава богу, добрались до нас короли-львы с покахонтасами, а теперь почти одновременно с Америкой появляются "Шрэк" и "Ледниковый период". Наше кино практически полудохлое, ближе к окончательной дохлости, и ни по каким статьям с Америкой не конкурирует. С Европой тем более не конкурирует. И вот в Питере группа ребят во главе с режиссером Ильей Максимовым два года рисовала-рисовала, прорисовывала-прорисовывала своего короля с королевством, а Сельянов ее на это дело благословил. Не побоялся, после того как накрылось "НТВ-Профит", с которым группа ребят сотрудничала раньше. Не постеснялся сравнений с иностранцами и, самое главное, не проиграл в итоге.
Да, по юмору "Карлик Нос" уступает белке с орехом и ослу с реченедержанием. Но "Шрэк" и "Ледниковый период" – они заведомо претендуют на любую аудиторию за счет мирового проката, а нам по первому разу аудитория лучше конкретная. Ограниченная, но с гарантией: первые десять лет жизни на земле, когда любая волшебная сказка проходит с песней. Тем же шедеврам отечественный полный метр уступает и по техническим кондициям. Компьютеризация всей страны – это был бы коммунизм, а у нас тут черт знает что, потому мультик вышел рисованный. Но, с другой стороны, японские "Унесенные призраками" – тоже практически рисованные, с минимумом компьютерной графики, а в прошлом году получили гран-при Берлинского фестиваля. При этом японцам наш "Карлик Нос" не уступает вообще ничем, ни складностью, ни занимательностью, и даже совсем не затянут, в отличие от "Унесенных призраками".
В общем, трудно понять тех критиков, которые видят в Сельянове проклятого космополита. "Пропагандирует импортные стандарты", "подрывает национальное мультипликационное своеобразие". Ну, как может сказка Гауфа подорвать повесть Гоголя, экранизируемую Норштейном? А то, что "стандарты"… Ну, песни, спетые Настей Полевой и Альбертом Асадулиным – это пока не лучшее, что есть в мультике, как и слишком слащавые лица красотки Греты и красавчика Якоба. Однако массовка на площади в самом начале получилась блестяще вне национальности, как и бегство Якоба от колдуньи по ее замку, как и сама колдунья, и любимая игрушка принцессы и короля.
Короче, это тот случай, когда надо сказать спасибо новой мультстудии "Мельница", Максимову и Сельянову и вести детей на каникулы посмотреть, как злая колдунья превратила доброго мальчика в горбатого карлика с огромным носом, а он ее перехитрил, спас принцессу и вернулся к маме.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.