Вот, по нашему мнению, двадцать лучших западных анимационных лент на данный момент
Вы думали, что в наш хит-парад попадут только рискованные и компьютерные мультфильмы? Как бы ни так! Кукольная анимация гнется, но не ломается под натиском конкурентов, и в наш хит-парад пробрались несколько лент в этом стиле. Первая из них (считая с конца) – неожиданный визит артхаусного режиссера Уэса Андерсона в мир мультипликации. Хотя это была не такая уж неожиданность – в фильмах Андерсона всегда чувствовался привкус эксцентричной сказки. Так что режиссеру не нужно было ломать себя через колено, чтобы экранизировать книгу Роалда Даля о хитроумном лисе, который грабит злобных фермеров. Правда, Андерсону пришлось освоить совершенно новый набор художественных приемов. Но постановщик не подкачал, и «Бесподобный мистер Фокс» – это, пожалуй, его самый визуально раскрепощенный фильм. Озвученный, к тому же, суперзвездами вроде Джорджа Клуни, Мерил Стрип и Билл Мюррей.
Вину Дизелю не доверяют озвучивать людей, но зато ему доверяют озвучивать странных инопланетных существ. Наверно, есть в его голосе что-то неземное… В недавних «Стражах Галактики» Дизель озвучил Грута, а в самом начале своей карьеры актер изобразил Стального гиганта – огромного инопланетного робота, который приземляется рядом с домом девятилетнего мальчика и становится лучшим другом парнишки. Рисованная картина Брэда Берда и студии Warner Bros. Animation позорно провалилась в прокате, но она была восторженно принята критиками и фанатами научно-фантастических мультфильмов. Вплоть до недавнего времени это было, бесспорно, лучшее творение WBA – самое драматичное и душевное произведение невезучей студии, не сумевшей стать вровень с голливудскими конкурентами.
Бабушка спасает взрослого внука-велосипедиста, украденного мафией для организации подпольного тотализатора? Это не самый оригинальный сюжет в нашем хит-параде, но определенно самый сюрный. И конечно, он не мог родиться в Америке. Только в странах, переживших Вторую мировую войну, так чтут бабушек, чтобы сделать твердую как кремень старушку спасительницей тюфяка-внучка. Поэтому придумал и поставил «Трио» французский режиссер Сильвен Шоме, а графику мультфильма создал наш бывший соотечественник Евгений Томов. Их анимация получилась настолько выразительной, что прекрасно обошлась без диалогов. В фильме, правда, есть песни, но они – не мюзикловые «объяснялки» происходящего, а часть атмосферы нарочито старомодного мультфильма.
Из всех мультфильмов в этом хит-параде «ВАЛЛ-И» – самый переоцененный. Студия Pixar выпустила его в тот момент, когда казалось, что она может рисовать лишь компьютерные шедевры, и в фильме было достаточно великолепных сцен и эффектных дизайнерских решений, чтобы очаровать и зрителей, и критиков. Мы, однако, считаем, что «ВАЛЛ-И» слишком поверхностно подходит к серьезным футуристическим проблемам, которые поднимает. Ну, кто в здравом уме может поверить, что люди, всю жизнь проведшие сидя и лежа в стенах заботящегося о них космического лайнера, вдруг могут встать и пойти? Или что Земля, ресурсы которой полностью исчерпаны человечеством будущего, вновь станет пригодной для жизни, если подождать несколько сотен лет? Впрочем, обаяние и красоту ленты о маленьком роботе-уборщике отрицать все же невозможно. И хорошо уже то, что «ВАЛЛ-И» ставит неудобные вопросы, на которые его юным зрителям когда-нибудь придется ответить не в шутку, а всерьез.
Пиксаровский «Вверх» делится на две неравные во всех отношениях половины. Фильм начинается с пролога, рассказывающего о долгой жизни главного героя с его любимой (подругой, невестой, женой), и этот монтаж великолепен. Он настолько хорош, что одного его было достаточно, чтобы гарантировать ленте Питера Доктера «Оскар» в категории «Лучший полнометражный мультфильм». После пролога, однако, начинается пусть и интересная, захватывающая и необычная, но все же не гениальная история. Которую вполне можно воспринять как затянутый эпилог к истории Карла и Элли. Поэтому мы не считаем «Вверх» супердостижением Pixar. Просто очень хорошей работой, которая на голову выше большинства творений конкурентов.
«Трио из Бельвиля» – не единственный представитель «Белль Франс» в нашем списке. Искрометный пародийный мультфильм, «Гадкий я» нарисован в американском стиле, сочинен на английском языке и озвучен голливудскими актерами, но это творение французских аниматоров из парижской студии Mac Guff. Хотя догадаться о происхождении фильма можно, и не читая мелкий шрифт в пресс-релизе. Достаточно заметить, что главный герой картины – предприимчивый, но недотепистый суперзлодей Грю, который по ходу действия переходит на сторону добра, – даже в помещении носит длинный шарф. Он бы хуже замаскировался, только если бы носил берет и говорил с французским, а не с русским акцентом! Кстати, его имя, возможно, позаимствовано у советской военной разведки ГРУ (ныне, официально, ГУГШ).
Мы ничуть не преувеличили, когда написали, что сейчас каждый год приносит мультфильмы, достойные места в «лучшей двадцатке». 2014-й еще не окончен, а такая лента у нас уже есть – уморительнейшая пародия на супергероические саги, которая затрагивает неожиданно тонкие вопросы о природе творчества с помощью блоков Lego. И в самом деле – допустимо ли фиксировать постройку из Lego с помощью клея, или же эта разновидность искусства требует постоянной изменчивости, постоянной готовности добавить одни блоки и убрать другие? Рассуждения об этом могут увести очень далеко в философские дебри. Хотя, конечно, «Лего» – это в первую и во вторую очередь увлекательная и остроумная сатира. Впечатляет она и с технической точки зрения – это нарисованный на компьютерах мультфильм, идеально имитирующий кукольную анимацию (точнее, Lego-анимацию).
Ресторанная кухня последней приходит в голову, когда перебираешь потенциальные места действия для захватывающего фильма и сериала. Что интересного может произойти на кулинарном конвейере? Однако в последние годы эта очевидная мысль не раз опровергалась. Например, в российском сериале «Кухня» или в пиксаровском мультфильме «Рататуй» – истории о помойной крысе, которая стремится стать ресторанным поваром в человеческом мире, и которая ради этого заводит дружбу с неуклюжим поваренком. Дополнительный шарм этой умилительной картине придает ее потенциальное второе дно. Фильм, в основе сюжета которого лежит спор о том, кто должен быть наследником великого шеф-повара – его сын или посторонний блестящий кулинар, можно воспринять как тонкий наезд на студию Walt Disney, которая в середине 2000-х казалась менее достойной имени мэтра, чем находившая на пике формы студия Pixar.
Студия DreamWorks Animation была фактически основана в 1995 году, но ей понадобилось несколько лет художественных поисков и экспериментов, что найти свое лицо в мировой анимации. И этим лицом оказалась круглая физиономия зеленого огра Шрэка – нелюдимого домоседа, которого злодейские происки человеческого правителя заставляют отправиться в путешествие, подружиться с говорящим ослом, победить дракона, спасти принцессу… И найти счастье там, где огры обычно получают лишь побои и оскорбления. При этом «Шрэк» получился не только превосходной постмодернистской сказкой, но и остроумной комедией с несколькими едва завуалированными личными «наездами». Так, лорд Фаркуаад – это, как считается, пародия на Майкла Айзнера, тогдашнего «топа» студии Disney и бывшего начальника основателя DreamWorks Джеффри Каценберга.
Еще сравнительно недавно, когда мы пытались назвать лучший кукольный мультфильм всех времен и народов, нам сразу же приходил в голову «Кошмар перед Рождеством», придуманный Тимом Бертоном в начале 1980-х, во время работы аниматором на студии Disney. Десять лет спустя, после создания двух «Бэтменов», Бертон вернулся к давнишней идее и нашел деньги на одновременно гротескный и веселый кукольный мюзикл о монстрах Хэллоуина, которые пытаются провести Рождество. «Кошмар» столь восхитителен, что он, вероятно, попал бы в лучшую десятку, если бы английский язык был для нас с вами родным. К сожалению, юмор «Кошмара» заметно проигрывает в переводе – даже несмотря на то, что над его дублированной версией работали такие звезды российской поп-рок эстрады, как Алексей Кортнев и Гарик Сукачев.
Как определить, что вы, западный творец, создали отличный фильм или мультфильм о китайских боевых искусствах? Очень просто. Если после выхода вашей картины китайская пресса погружается в депрессию и начинает упрекать своих режиссеров за то, что их ленты не так хороши, как ваша, то вы попали в точку. И аниматоры DreamWorks Animation этот сложнейший тест прошли. Их экшен-комедия об упитанном панде, который становится мастером единоборств, впечатляет далеко не только внешним китайским антуражем. Авторы «Панды» проникли в саму суть кунг-фу, в красоту его движений и в буддийскую философию его постижения. И сделали это в рамках семейной комедии, вполне доступной зрителям, которые обычно китайские боевики не смотрят. Потрясающее творческое достижение.
В техническом плане лучший на настоящий момент кукольный мультфильм – это свежий релиз американской студии Laika «Семейка монстров». Сюжет его, однако, шаблонен, традиционен и неглубок. Поэтому наш любимый кукольный фильм – это первый релиз Laika, основанный на мрачной сказке Нила Геймана о девочке-подростке, которая находит проход в параллельный мир, где ее родители и соседи куда веселее и радушнее, чем в реальной жизни. Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и иная реальность оказывается ловушкой для скучающих детей… «Коралина» заработала в прокате всего 125 миллионов долларов – унизительно низкий результат для мультфильма, достойного считаться современной классикой. И, кстати, поставил «Коралину» тот же Генри Селик, который воплотил замыслы Бертона в «Кошмаре перед Рождеством».
Мы долго этого ждали, и два года назад чудо свершилось. Мы наконец-то получили вдохновленный видеоиграми фильм, который не стыдно поставить на полку и показывать детям и друзьям. Правда, в центре повествования «Ральфа» находятся не реальные, а вымышленные видеоигры. Но приколов по поводу знаменитых игр там столько, что юрисконсульты Walt Disney сбились с ног, заключая контракты на появление в мультфильме знаменитых персонажей. Рассказывает же эта увлекательная лента об игровом злодее, который решает, что перерос свою роль, и отправляется искать счастья в другие игры, одной из которых оказывается детская гоночная игра с «глючащей» юной героиней. До «Ральфа» режиссер Рич Мур работал над «Симпсонами» и «Футурамой», и его умение иронично и умно шутить чувствуется в каждом кадре.
Единственный сиквел в нашем хит-параде, «История игрушек 3» не сразу заместила первый большой релиз Pixar. Мы долго хотели поставить на видное место в перечне превосходную изначальную «Историю игрушек», с которой началась захлестнувшая мир «эпидемия» нарисованных на компьютерах мультфильмов. Но отдать сразу два места «Историям» было бы слишком жирно, а в первой картине нет сцены, сравнимой по эмоциональной силе с уже вошедшим в истории анимации фрагментом, в котором герои, сцепив руки, готовятся вместе сгинуть в пламени мусоросжигателя. Одного этого фрагмента достаточно, чтобы поставить «Историю игрушек 3» выше первой «Истории». А ведь у картины Ли Ункрича немало других достоинств и преимуществ в сравнении с дебютом Pixar. Хотя он, еще раз повторимся, был отличной, неожиданно отточенной лентой для творческого эксперимента.
Что может быть красивее погружения на живописное океанское дно, усеянное коралловыми рифами и затонувшими судами? Только нежная и трогательная и при этом блокбастерно размашистая сказка о трусоватой рыбке, которая (точнее, «который») отправляется спасать непослушного сынишку из человеческого аквариума. «В поисках Немо» создавался в тот момент, когда многие на студии Pixar начали обзаводиться детьми, и свежее ощущение отцовской ответственности за ребенка и обязанности понемногу учить чадо самому отвечать за свою жизнь позволило превратить картину в, возможно, лучшее анимационное исследование отношений отца и сына. Даром что Марлин и Немо почти весь фильм проводят в разлуке. Кстати, напоминаем, что в 2016 году нас ждет сиквел «В поисках Дори», выстроенный вокруг забывчивой подруги главных героев «Немо».
На фоне лент последних лет «Красавица и Чудовище», диснеевская вариация на тему «Аленького цветочка», уже начинает устаревать. Но она все еще отлично смотрится – диснеевское умение рисовать двухмерную анимацию в начале 1990-х достигло своего пика. Также она берет колоритнейшими персонажами, отличными песнями… И романтичнейшим сюжетом. Да, это не вполне феминистская история, и заинтересованные критикессы не устают об этом напоминать в своих призывах бойкотировать традиционный сказочный канон. Но искусство не обязано придерживаться определенной идеологии. К тому же, главную героиню Белль не назвать пассивной героиней, которая сидит и ждет, пока с ней что-то случится. Она действует в рамках своих сил. И хотя Чудовище совершает куда больше нее, это Белль в кульминации спасает заколдованного принца от смерти, а не он вызволяет «деву в беде».
Какой мальчишка не мечтал о личном драконе? Только такой, которому никогда не приходило в голову, что дракона можно приручить и что с драконом можно подружиться. К счастью, теперь уже никто не сможет пожаловаться на недостаток воображения в этом вопросе. Несколько лет назад студия DreamWorks Anmination отвлеклась от своих любимых комедий, чтобы подарить зрителям сравнительно серьезную сагу о юном викинге, который выхаживает маленького, но удаленького дракончика. И «Как приручить дракона» оказалось самой захватывающим, самым мощным и самым сюжетно рискованным студийным достижением. Этим летом в прокат вышел едва ли не более удачный сиквел (но все же не настолько выдающийся, чтобы заменить в хит-параде первую серию), а на 2017 год намечена премьера эпического финала трилогии.
Не правда ли, в нашем хит-параде маловато сказочных принцесс? Еще недавно было трудно представить анимационный хит-парад без «Русалочки», «Белоснежки», «Спящей красавицы», но ныне эти отличные мультфильмы проигрывают свежим конкурентам. Зато на третью строчку запрыгнул прошлогодний диснеевский суперхит, в котором сразу две замечательные принцессы – замкнутая и наделенная волшебной силой Эльза и открытая и недотепистая Анна. Их отношения и их сестринская любовь друг к другу оказываются в центре повествования, несмотря на наличие в сюжете двух писаных красавцев, и потому «Сердце» – превосходный девичий мультфильм для нашего времени. Потому что парни приходят и уходят (а порой оказываются негодяями!), а сестринские узы остаются навсегда, и их надо беречь как зеницу ока. Чтобы не остаться одной в ледяном замке, голося в заснеженную пустоту «Let It Go».
После коммерческого фиаско «Стального гиганта» режиссер Брэд Берд вполне мог стать парией в голливудском мире, где талантливых аниматоров куда больше, чем бюджетов для масштабных постановок. Однако Pixar оценила «Гиганта» по достоинству, приняла Берда на борт вместе с его новым амбициозным проектом, и благодарный режиссер создал один из студийных шедевров – блокбастер о семье супергероев, которая хочет вести обычную жизнь, но не может не бороться с преступниками. Хотя в последние годы нас буквально засыпают супергероическим кино, «Суперсемейка», на наш взгляд, входит в тройку лучших лент о супергероях. Хотя бы благодаря тонко выстроенным и эволюционирующим по ходу действия отношениям внутри «семейки». А какие в картине «трюки» и боевые сцены! Плюс, этот фильм равно близок и интересен детям и взрослым.
«Король Лев» и «Суперсемейка» не первый год состязаются у нас в головах. Мы ставим выше то одну, то другую ленту, и никак не можем раз и навсегда решить, какая из них сильнее. Сейчас побеждает диснеевский «Король Лев» – как лучший образчик высокобюджетной двухмерной анимации, как драматичная (хотя и упрощенная) интерпретация «Гамлета» среди африканских саванн, и как мультфильм с ярчайшими персонажами и с потрясающими песнями, которые сочинили Тим Райс и Элтон Джон. Даже если вы последний раз слышали их много лет назад, когда вы прочтете их названия («Circle of Life», «Hakuna Matata», «Can You Feel the Love Tonight»), они наверняка вновь заиграют у вас в голове, и вы увидите, как Рафики вздымает над головой новорожденного львенка или как Тимон и Пумба обучают Симбу своей нехитрой жизненной философии. «Суперсемейка» тоже врезается в память, но не так прочно. Поэтому она – на втором месте.