В середине мая кинокомпания Long Tale Production, входящая в медиахолдинг Shkulev Media Holding, завершила съемки пилотной серии мокьюментари-сериала под рабочим названием «Гаражники». Мы отправились в лабиринт подмосковного гаражного кооператива, где проходила работа над пилотом, чтобы поговорить с причастными и разведать, о чем же будет сериал в достаточно нетипичном для России комедийном поджанре.
В тихом поселке под Одинцово, зажатым между лесополосой и ТЭЦ, приютился гаражный кооператив: три ряда вросших в землю строений, в 60% которых никогда не заезжала машина. Через неплотно прикрытые ворота можно заметить местных обитателей – старичков с горящими глазами, мастерящих из покрышек лебедей, подростков, колдующих над велосипедами, и мужчин неопределенного возраста, под дым и ветер просто наслаждающихся моментом спокойствия. Тишину нарушает властный крик: «По местам, репетируем без камеры!» Последние несколько дней в ГСК непривычно людно, снимают кино.
За сценарий проекта отвечают Александр Маленков, он же креативный продюсер, Ярослав Свиридов и ведущий продюсер Дмитрий Голубничий. Александр, проработавший 20 лет главредом небезызвестного глянцевого журнала MAXIM, дает развернутый комментарий.
Расскажите о проекте «Гаражники». Как появилась идея и как дошло до съемок?
В какой-то момент мы придумали мокьюментари-комедию «Гаражники» о жизни обитателей гаражного кооператива. Важно, что это мокьюментари – особый жанр, когда говорящие головы объясняют в кадре, что они чувствуют, а камера за ними «подглядывает». Читатели и зрители могут знать сериалы «Офис», «Парки и зоны отдыха», «Американская семейка», «Что мы делаем в тени», в общем, это очень популярный комедийный жанр в Америке, а у нас он сильно недооценен. А потенциал там огромный. Российским примером в таком жанре был сериал «Реальные пацаны». Единственный, но очень успешный, и я удивлен, что у нас не пользуются этим форматом чаще. У этого жанра есть каноны, и по всем канонам мы и придумали историю про гаражный кооператив и его обитателей.
В центре повествования полусумасшедший председатель кооператива, такой эксцентричный, странный чудак с добрым сердцем, как водится. Мы решили снять пилотную серию, у нас придуман весь сезон, призвали под знамена всех участников процесса. И тут нам очень повезло, потому что этим проектом заинтересовался Михаил Местецкий, очень уважаемый режиссер в мире кино, который никогда не снимал сериалы. Он вообще снимает такой, что называется арт-мейнстрим, его фильм «Тряпичный союз» собрал призы на всех международных и российских фестивалях. Можно сказать, что он снизошел до этого формата, но ему просто понравился сценарий, а его чувство юмора совпало с нашим. Уже под фамилию такого режиссера пришли очень взыскательные члены команды: оператор, художник, монтажер. Эти люди не пришли бы просто на какой-то еще один сериальный проект. По сути, благодаря счастливому стечению обстоятельств, только потому, что Местецкому понравился сценарий, у нас появилась команда мечты. И если мы изначально хотели сделать очередной комедийный сериал, то теперь это грозит обернуться чем-то выдающимся. По крайней мере сейчас, пока мы разговариваем, закончилось шесть съемочных дней пилотной серии из семи, и то, что получается, страшно сказать, практически соответствует идеальной картине, которая была в моей голове. Ведь любое творчество – это ухудшение замысла. Вот у тебя есть идеал в голове, потом он материализуется во что угодно – в картину, журнал, книгу, фильм, оперу, это всегда хуже, чем ты придумал. И сейчас получается, в общем-то, не хуже, чем мы со сценаристами это придумали. А мы придумали нечто гениальное, естественно. Поэтому я смотрю на судьбу проекта с большим оптимизмом.
Еще надо, конечно, отдельно добавить про актеров. К нам присоединился Алексей Розин, величайший драматический актер нашего времени, любимый артист Звягинцева, который очень мало снимался в комедиях и никогда не играл главную роль ни в одном комедийном сериале. Ему тоже понравился сценарий, с Местецким он давно мечтал поработать, в общем, все звезды сошлись в прямом и переносном смысле.
А почему именно гаражный кооператив? Где черпали вдохновение? Где вообще нашли эту идею?
Формат мокьюментари-ситкома всегда предполагает некое сообщество людей, объединенных чаще всего местом. Если «Офис» – это офис, если «Парки и зоны отдыха» – это люди, работающие в отделе городской администрации, «Что мы делаем в тени» – это квартет вампиров, совместно проживающих в особняке. Нам нужна была группа совершенно разных граждан, объединенных, может быть, даже без их желания чем-то. Существование в замкнутом пространстве гаражного кооператива – то, что называется сеттинг. Можно заметить, что в многосерийных комедиях это сплошь и рядом: место, вокруг которого все время разворачиваются совершенно разные события, где каждый день происходит что-то новое. А гаражные кооперативы – это чисто российский социальный феномен. Мало кто знает термин «гаражная экономика»: на территории кооперативов процветает малый бизнес (не всегда легальный), в котором занято огромное количество людей. Что там только не делают: и сервисы, и мелкое производство. Это уникальное для России явление, когда мы о нем узнали, подумали, что было бы интересно туда поселить героев и понаблюдать за ними. В комедии всегда хочется чего-то новенького, над чем мы еще не смеялись. И я рад, что мы первые до этого додумались.
Это же ваш дебют в сценаристике? Не считая «Беспринципных».
(Александр улыбается и демонстрирует футболку с надписью «БеспринцЫпные».) Хорошая майка, дома в ней хожу. Я уже достаточно взрослый даже в профессиональном смысле товарищ и все свои писательские способности положил на алтарь глянцевого журнала MAXIM, в котором я проработал 20 лет. Пока другие мои коллеги упражнялись в иных жанрах, многие журналисты ушли в сценаристику, я до конца работал в журнале, пока два года назад не перестал это делать. Лет 12 назад я написал сценарий комедии «Все включено», довольно неплохой фильм, до сих пор его крутят. Слава Свиридов, мой соавтор, вернее, даже основной автор сценария «Гаражников» до MAXIM’а писал сценарии для «ОСП студии» и «33 квадратных метров». В общем, у нас у всех был опыт, но мы тратили свои способности на журнал. Теперь, когда эта история закончилась, мы обрушились на жанр написания комедийных сценариев. Очень надеюсь, что наши предыдущие заслуги пойдут на пользу проекту и титр «От создателей журнала MAXIM» (к сценарию это относится в полной мере) привлечет тех, кто нас когда-то любил и читал.
Возьметесь как-то прогнозировать дальнейшую судьбу пилота? Полноценный сезон уже заказан?
Это пока вопрос. Пока мы готовим пилот, мы обсуждаем варианты партнерства с платформами и телеканалами. До начала съемок у меня были сомнения, но сейчас, мне кажется, получается здорово. До сих пор то, что мне казалось здорово, оказывалось здорово и для большой читательской аудитории, а вот насколько оно пересекается со зрительской аудиторией, покажет время. Мы хотели сделать юмор потоньше, не хватает этого в современных комедиях. Вот насколько это окажется созвучно чаяниям масс, мы узнаем не скоро, потому что это сильно предварительный анонс, чтобы разжечь аппетит на следующий год. Съемки сезона занимают долгие месяцы, а перед этим еще будет написание сценария, но волноваться и предвкушать можно уже сейчас. Если вы когда-нибудь любили журнал MAXIM, вам точно понравится сериал «Гаражники».
А зрители смогут увидеть пилотную серию?
Хороший вопрос, зависит от того, как мы договоримся с будущим распространителем, возможно, он захочет сохранить его в тайне. Я бы его выложил в открытый доступ, чтобы люди посмотрели и ждали.
У актерских вагончиков шумно, начался обед. В этот момент удается поймать исполнителя главной роли Алексея Розина, почти неузнаваемого издалека без бороды.
Давайте начнем с вашего персонажа. Расскажите, какой он, что собой представляет.
Моего героя зовут Карлов, он председатель гаражного кооператива «Лыжник». Такой Вадим Карлов, наивный мечтатель, в чем-то этакий добрый ребенок. Энтузиаст, который во все впрягается, за все хватается, у него не очень получается, но он продолжает, несмотря ни на что, с таким напором и с настойчивостью идиота.
Какое место в иерархии кооператива он занимает?
Он председатель, формально главный, но не сказать, что его сильно воспринимают как вожака. Скорее на него сгрузили эти обязанности и пользуются им, но он всерьез к этому относится.
Как вообще попали в проект, чем он заинтересовал?
Попал как обычно, прислали предложение, пришел на кастинг, прошел пробы. Проект заинтересовал интересным сценарием, жанром. Это мокьюментари, такое очень редко в принципе делают, а у нас и подавно. Я не могу вспомнить, кстати говоря, ни одного отечественного мокьюментари-проекта. К тому же это Михаил Местецкий, с которым было очень интересно познакомиться и поработать.
А как готовились к роли?
Что-то мы обсуждали с режиссером, смотрели референсы, придумывали.
А на ваш взгляд, о чем вообще «Гаражники»?
Я думаю, что он в целом о доброте.
В соседний вагончик забегает Анна Котова, играющая мощнейшую женщину Светлану Баеву, которая держит половину местного ГСК в ежовых рукавицах, для верности проживая прямо над одним из гаражей.
Как вам Светлана Баева, кто она, что собой представляет?
Она женщина в таких обстоятельствах, что приходится тащить на себе все: шиномонтаж, детей, а муж в тюрьме. Ну фамилия Баева говорящая, комедийный же жанр. Боевая такая, неунывающая женщина, в самом расцвете силы. В общем, самая активная из всей этой компании.
А насколько вам близка эта роль? Есть определенная параллель с вашей героиней из сериала «Сестры».
Ну да, я тоже об этом думала. Похожа, но нет, все-таки Баева какая-то другая. Я понимаю, схожесть истории, типаж, сильная женщина. Но мы стараемся какую-то новую краску найти с этой героиней и с этой историей. Да, эти женщины, они все чем-то похожи, но у каждой есть своя изюминка.
А как думаете, о чем сериал?
О людях, мне кажется. Которые существуют в гаражном кооперативе. У них тут отдельная жизнь – целая субкультура. У каждого свой ритуал ежедневный, развлечения, какое-то мини-общество, в котором тоже свои правила. Моя героиня вообще живет в этих гаражах, у нее там целая квартира. И все гаражники со своими характерами, как бы обостренными, а поскольку это комедия, они, конечно, обязательно обостренные. И самое главное, они находятся вот в этом месте, в этих гаражах, где все происходит. Это важный момент, ведь именно место определяет характеры всех наших персонажей.
С Михаилом Местецким работаете впервые?
Мы были знакомы, но работаю в первый раз. Миша очень понимает, что он хочет, аккуратненько все направляет куда надо, что нужно сказать. При этом все очень спокойно, интеллигентно, в общем, в сотворчестве, скажем так. И это мне очень нравится. За эти два с половиной дня мне все понравилось.
С Михаилом Местецким мы беседуем уже после окончания съемок, в разгар смены подобраться к режиссеру невозможно, он поглощен работой полностью.
Расскажите, как вы попали в проект «Гаражники»?
Я прочитал сценарий, мне он показался очень милым, прикольным, каким-то человечным, закрывающим те большие дефициты, которые я сейчас наблюдаю в реальности. Вот я его прочел и понял, что на меня этот сценарий повлиял терапевтично. Подумал, пусть он так же повлияет уже в виде целого сериала и на зрителей. С таким подходом мы его и делаем. Мне кажется, такой данелиевской интонации кино должно получиться, во всяком случае, это наши замахи, а что там выйдет на деле, посмотрим.
А чем вообще история заинтересовала?
Талантом, сценарий талантливый. Из чего это состоит? Сюжет там очень простой, но очень хорошие шутки, яркие персонажи, граница моего вкуса нигде не атакована. И я постарался внести туда свою какую-то энергию. И мы с большим воодушевлением все сняли этот пилот. Опять же, кастинг у нас получился, как мне кажется, замечательный. Не хочу тут обидеть коллег, но, в общем-то, нестандартный кастинг.
Это первый сериал в вашей карьере и первая работа не по собственному сценарию. Какие ощущения от такого?
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. (Смеется.) Я раньше очень снобски относился к теме авторства. Сейчас прошло время, я смотрю по сторонам и вижу, что надо уже принять, что никакого авторства в кино удержать невозможно. Или надо работать просто в жесточайшем сегменте фестивального кино. Да и там ты сплошь и рядом видишь, что написал один, снимает другой, а почему-то это называется авторское кино. Соответственно, когда ты работаешь с платформой, там вообще смешно говорить об авторстве. И дальше я, когда это принял, просто начал читать сценарии, и все у меня никак ни с чем не складывалось. А тут я прочел [сценарий «Гаражников»] и подумал, если бы я это написал, то был бы доволен собой. Поэтому все совпало. Это же написали ребята, которые раньше вообще этим не занимались. Они 20 лет занимались журналом MAXIM, который всегда был очень остроумным. Скажем так, это люди, пришедшие в сценарную профессию совершенно со стороны, из глянца. И мне кажется, что свежесть какая-то в этом тексте была. Ну а дальше мы его всячески пытались не испортить на площадке.
Расскажите про главных героев. Какие они? Кто они? Были ли у них какие-то прототипы?
Это история про такой провинциальный гаражный кооператив, в котором есть достаточно выдающийся и в плане идиотизма, и в плане энергии председатель. Он явно неправильно понимает свои задачи в этом гаражном кооперативе и мыслит себя как минимум предводителем какой-то космической экспедиции, в которой участвуют все эти люди с гаражами. Это все очень напоминает процесс съемок. Я себя как режиссер чувствую чуть-чуть таким председателем гаражного кооператива, который куда-то ведет людей, которые, скажем, не очень вообще-то связаны друг с другом. И мне кажется, что в этом идеализме председателя Карлова есть что-то от советских героев кинематографа. Там вообще очень много людей с какими-то странными хобби. Это же вещь, существующая по всей стране. Я сам из Твери, и у нас, конечно, возле каждой пятиэтажки стояли гаражи, и в них происходила жизнь. При том что на десять гаражей могла быть одна машина, а значит, гаражи есть у всех. Это такие квазидачи для не очень обеспеченных людей. Или спасение в основном для мужчин, где они могут заняться какой-нибудь ахинеей и не будут под постоянным взглядом ворчащей жены заниматься там, не знаю, блеснами своими или марками. В общем, каждый гараж это космос. Мы ездили смотрели натуру, побывали в самых разных гаражных кооперативах, увидели, что это все правда. Куча народу живет в этих гаражах, перестраивают их практически во дворец, хотя это запрещено. Кто-то вырывает на четыре этажа вниз под гаражом себе многокомнатную квартиру, кто-то надстраивает сверху, кто-то за гаражом строит какие-то продолговатые сооружения. Конечно, это нуждалось в хронике, в своей величественной саге. И я надеюсь, что мы снимем такую сагу о гаражах.
Во время работы над пилотом, во время подготовки к съемкам наверняка всплывали какие-то ориентиры. Что-то можете назвать?
Пилот снят, и вообще весь сериал будет снят в стиле мокьюментари, то есть это квазидокументальные съемки, как будто снимается документальное кино про этих гаражников. Это и взгляды в камеру, и постоянно попадающие в кадр неловкие прохожие, в общем, это все пародия. То, что я всегда очень любил, с чего начинались мои ранние короткометражки. И поэтому референсами, конечно, были прекрасные примеры этого жанра, сериалы ««Офис»», «Парки и зоны отдыха», «Что мы делаем в тени». И много других разных фильмов в жанре мокьюментари. В России таких сериалов немного, «Реальные пацаны» и какие-то еще, я сейчас не вспомню. В общем, в этом жанре еще много всего можно открыть, как мне кажется. Ну и на самом деле актеры приносят совершенно свой вайб. Например, мы абсолютно не предполагали связи с определенными референсами, но вот утверждаем прекрасного актера, и он своей физиогномикой, манерами вдруг неуловимо схож с персонажем, скажем, из какого-то американского сериала, и вот у нас появляется референс, о котором даже не думали.
Мокьюментари действительно не очень сильно у нас представлен. Может быть, этот жанр не слишком популярен или пока недостаточно раскрыт, на ваш взгляд?
Мне кажется, это просто форма. На самом деле жанр – это комедия. Широкий, большой жанр.
А мокьюментари – это хорошая форма, не сложная, и в этом смысле я думаю, что она просто ждет какого-то нового яркого материала и прекрасно будет работать. Мы много обсуждали это и тоже волновались, кто-то начинал строить какие-то сложные теории по поводу функционирования жанра мокьюментари: вышел ли он из моды или, наоборот, сейчас для него как раз самое время. Но я думаю, что если в этой форме будет представлен классный материал, по-настоящему трогательный, то она будет прекрасно работать, как любая другая.
А какой вы видите аудиторию этого сериала? Насколько она широка?
Наверное, впервые я снимаю с каким-то ожиданием большой аудитории. Мне кажется, что мы делаем очень человеческую, очень смешную, как мне кажется, историю. Я всегда с большим сомнением относился к таким прогнозам. Я просто хочу, чтобы было интересно моей бабушке, например, и моему сыну. Это достаточно широкий спектр интересов: от шести до 101 года.