
Чуть затянутое из-за большого количества персонажей, но ничуть не скучное кино о возможности и необходимости быть толерантными и открытыми миру, особенно на фоне надвигающихся трудностей
Чуть затянутое из-за большого количества персонажей, но ничуть не скучное кино о возможности и необходимости быть толерантными и открытыми миру, особенно на фоне надвигающихся трудностей.
Британия, середина 1980-х. Жесточайший экономический кризис привел к тяжелому длительному противостоянию шахтеров с правительством, возглавляемым Маргарет Тэтчер. В ответ на злоупотребления полицейских горняки объявили забастовку, лишая промышленные предприятия угля, а себя – средств к существованию. В Лондоне небольшая компания геев и лесбиянок, возглавляемая 24-летним Марком Эштоном, решает помочь шахтерам и начинает сбор денег в поддержку бастующих. Когда же приходит время подставить рабочим плечо, приятели отправляются в небольшой городок на юге Уэльса. Вот только английская глубинка – это не модные столичные клубы, здесь отношение к геям и их деньгам совершенно иное. Лондонским гостям приходится надеяться только на то, что их искренность проломит стену недоверия шахтеров и их родных.
Автору этих строк совершенно случайно за несколько дней до начала российского проката фильма Мэттью Уорчаса довелось стать невольным свидетелем кулуарного обсуждения в недрах Министерства культуры на тему, выдавать ли «Гордости» прокатное удостоверение. Нет, конечно, решение о прокате принимал не министр лично, но все равно – «шухер» в минкульте поднялся приличный. И было из-за чего – в аннотации-то чего только нет: и претящие нашим духовным скрепам геи, и ненавистное слово «кризис», да еще и с политическим запашком, и, страшно сказать, идея забастовки – совсем невозможное в России сейчас мероприятие. Сплошной «розжиг» и «демонстрация пороков», есть над чем подумать. Министерская «тройка» крепко призадумалась, но принесенные для просмотра диски разобрала и, как видим, решила дать ленте «зеленый свет». Так что же? Ничего «такого» в «Гордости» нет?
Такого – нет. Но ведь и фильм по большому счету совсем о другом. О взаимоуважении, о поддержке друг друга, о тяготах, которые выпадают меньшинствам или просто отвергнутым, о том, как быстро и кардинально может измениться твоя жизнь, попади ты в немилость к обществу или государству. Говорить на эти темы можно много и долго, показывать в самых разных красках и с различным уровнем драматизма, но «Гордость» идет другим путем. Уочарс, опершись на реальную историю Марка Эштона и его сообщества «Геи и лесбиянки в поддержку шахтеров», заглянул глубже скучных газетных статей тех времен и дальше публицистов-историков, написавших о «тэтчеризме» тонны книг.
Элегантность решения режиссера заключается в том, что Уочарс не стал выдавливать из событий 1984-го слезоточивую драму. В фильме достаточно веселых моментов, много ярких красок и отличной музыки, для того чтобы придать повествованию легкость и даже некоторую воздушность. Да, история получилась клишированная – сперва никто не любит приезжих геев, потом вроде происходит какой-то контакт (не поймите превратно), ну а потом эти меньшинства становятся едва ли не своими, ведь с ними преодолены трудности и съеден пуд соли. Но ведь зрители этого и хотят, хотят смотреть воодушевляющие истории о людях, которые преодолевают всеобщее неприятие, которые не отступают от своих представлений о добре и зле, о плохом и хорошем, о вечном и сиюминутном. Геи и лесбиянки в фильме Уочарса представлены скорее слегка фриковатыми весельчаками, чем объектами, выплескивающими в мир свою сексуальность, не всегда и не всеми разделяемую.
При этом в секс картина не скатывается вообще, на первом плане ленты социальная составляющая, исторический антураж и межличностные отношения. И разыгрывать эти характерные стычки и потрясения выдалось достаточно интересным актерам. Глупо что-то говорить о Пэдди Консидайне и Билле Найи с их титаническим талантом (последний в конце фильма одной своей бровью «убирает» многотысячную массовку), ни слова критики не найдется в адрес милейшей Имелды Стонтон (ее сцена знакомства с вибратором вызвала отдельное перешептывание в минкульте), но возглавляет этот актерский ансамбль все-таки пятерка актеров, играющих «понаехавших» в Уэльс геев. Энергичный Бен Шнетцер, меланхоличный Эндрю Скотт, молодой, но очень эмоциональный Джордж МакКей, очаровательная Фэй Марсей и бесподобный Доминик Уэст, непревзойденно танцующий и вообще всячески отстраняющийся от брутальных образов своих предыдущих ролей. Этот набор разномастных артистов, помноженный на блистательный саундтрек и неизбежно сопровождающую гомосексуальные сообщества праздничную атмосферу, придает картине какую-то схожесть с фильмами Эдгара Райта или «Рок-волной» – настоящее британское кино, достаточно вдумчивое, чтобы не оставлять равнодушным, но и не гнетущее своей тяжестью.
«Гордость», безусловно, не просто развлечение. Отдохнуть на этом двухчасовом гей-марафоне у вас не получится. Но это и не драматический байопик печально закончившего свой путь Эштона, достаточно рано понявшего, что жизнь дана не только для отдыха, любви и музыки. Жизнь – это каждодневный труд, который проще и удобнее выполнять, объединившись. Как это делают любые малые сообщества или большие шахтерские коллективы.