Сравнительно компетентный, но не впечатляющий и не захватывающий боевик о бывшем киллере, который убивает русских мафиози
Мафиозный киллер Джон Уик (Киану Ривз) ушел из «бизнеса», чтобы стать примерным мужем. Теперь он вдовец – жена Джона умерла после долгой болезни, подарив ему на прощание очаровательного щеночка. Но когда Уик благодаря собачке начинает отходить от утраты, сын его бывшего босса Йозеф (Альфи Аллен), не знающий, с кем имеет дело, похищает машину Джона и убивает его пса. Как отвечает на это Уик? Как настоящий киллер. Он откапывает любимый пистолет, связывается со старыми друзьями и отправляется на войну против защищающей Йозефа русской мафии во главе с отцом парня Вигго Тарасовым (Михаэль Нюквист).
«Джон Уик» на многое не претендует. Это не глубокая драма, не психологически достоверное полотно и не правдоподобный портрет криминального мира вообще и русской мафии в частности. Однако взгляда на имена главных злодеев достаточно, чтобы понять – авторы фильма ничего не знают о русских, кроме того, что никто в Америке не будет переживать, если Киану Ривз истребит на экране целый батальон выходцев из бывшего СССР. Но кино вроде «Уика» абсурдно критиковать за то, что русского злодея со шведским именем играет шведский актер и что русская мафия прячет свои деньги и архивы в католическом храме (хотя, если вдуматься, где же еще? В православном храме русским нужно молиться, а не миллионы считать…). И фильм можно только хвалить за абсурдно-причудливый подпольный мир киллеров, где все знают друг друга в лицо и по имени, где за услуги расплачиваются золотыми монетами и где посреди мегаполиса есть роскошная гостиница «для своих», в которой киллер может не только переночевать, но и подлечиться, если был ранен на задании. Конечно, это бред. Но «Уик» – полутрэшевый боевик, и изобретательный абсурд – его второе имя.
Так что в плане сюжета и сценарных деталей у «Уика» все в порядке, в рамках жанровой традиции. Хотя, конечно, было бы лучше, если бы у злодеев были нормальные русские имена и если бы они прозвали Уика не «Бабой Ягой», а «Кощеем Бессмертным». Но это мелочи. Настоящие проблемы фильма кроются там, где, казалось бы, у картины все должно было быть в ажуре. Ведь снял «Уика» каскадер и постановщик трюков Чад Стахельски, некогда подменявший Ривза на съемках «Матрицы».
Чего мы ждем от драйвового боевика с суперкиллером в качестве главного героя? Правильно – эффектных трюков, эффектных убийств, эффектных потасовок с суперкиллерами на службе мафии. Все остальное в таком кино – вишенка на торте, необязательное украшательство. Однако Уик убивает профессионально, но без флера, без особой выдумки и без откалывания головокружительных, физически невозможных номеров. Вигго по ходу действия вспоминает, как Джон однажды прикончил трех человек простым карандашом, но на экране вы ничего подобного не увидите. Да, подвиги героя правдоподобны, и Стахельски с гордостью рассказывает в интервью, что Ривз осваивал «приемчики» Джона под руководством настоящих спецназовцев. Но раз фильм в сценарии послал правдоподобие к черту, то с какого перепугу он вспомнил о нем там, где нормальные голливудцы о правдоподобии начисто забывают?! Почему мы вынуждены смотреть, как бывший Нео изображает братуху-борцуху, раз за разом кидая злодейских прихвостней через бедро и приканчивая их из пистолета в упор? Да, это эффективно, но не эффектно. В боевике такие убийства даром не нужны.
А что же суперсоперничества? С ними просто кошмар. Бывшие коллеги Уика оказываются его добрыми друзьями, и выполнить заказ мафии за четыре миллиона долларов берется лишь киллерша в исполнении Эдриенн Палики («G.I. Joe: Бросок кобры 2», «Агенты Щ.И.Т.»). Которую Уик вполне предсказуемо и довольно быстро побеждает еще в середине картины. После этого его основным противником становится Вигго, но Нюквист похож на тренированного убийцу еще меньше, чем Ривз, и их примитивная финальная стычка – это позорнейшая кульминация в истории жанра. Просто плакать хочется от обиды, когда вспоминаешь, например, финал «Эквилибриума» (эта картина приходит на ум, потому что в «Уике» есть сцены, отдаленно напоминающие ган-фу).
Впрочем, вовсе списать картину со счетов все же нельзя. Боевые сцены хоть и не изобретательны, но динамичны, редкие шутки удачны, исполнители основных ролей харизматичны… И авторы фильма вполне справились с выстраиванием мрачной неонуарной атмосферы. Так что «тройку» ленте натянуть можно. Но это однозначно разочарование, и «Джона Уика» нельзя поставить не то что на одну полку, а даже в один шкаф со «Скоростью» и «Матрицей».
С 1 января в кино.