...Эти афиши размером превзошли все ранее виденное. Храбростью -- тоже. Перекрывая пятиэтажные фасады, они возвещали, как сенсацию, "гангстерский экшн Олега Степченко" "Сматывай удочки". Гибрид французского с нижегородским. Настоящий трэш. Еще один громко заявивший о себе фильм -- "Московская жара". У его создателей патриотические цели: сделать такую картину, которая показала бы другую Россию -- красивую страну со стильными женщинами и сильными мужчинами...
Сегодня у нас фильмы не назревают, а сваливаются, как на голову кирпич, без предупреждения. Чаще всего никто не знает, откуда взялся режиссер, и кто по профессии его главные актеры, и что за студия отважилась снять такое. Хорошо, когда нечаянное открытие – это Звягинцев и "RenTV", которые являются сразу в обнимку с "Золотыми львами" Венеции. Но чаще кирпич бьет по голове.
Под знаком $
Его картина – трэш. Не в смысле новейшего киностиля, который многим нравится, а в первоначальном значении английского термина: свалка всего, что попалось под руку. Абсурдный сюжет разворачивается в некотором государстве, где два чудика вместо рыбы вылавливают кейс с миллионом долларов и становятся объектом гангстерской охоты. Один чудик – диджей Эл, другой – рабочий Макс. В деле замешаны гитара Элвиса Пресли, наркодилеры, однорукие бандиты и двурукие мафиози, розовый лимузин, бронебойная красотка и, для блезиру, артист Майкл Мэдсен из "Убить Билла" в крошечной рольке "крестного отца". Все это носит характер совершеннейшего кинолюбительства: сюжет не выстроен, актеры играют вразнобой, каждый элемент фильма заезжен до неразличимости, но денег, судя по всему, у продюсера очень много. Очень много и того, что в среде героев картины называют "понты": нам заливают, что премьера состоялась аж в Лос-Анджелесе (кинотеатр на Сансет-бульваре, один бесплатный сеанс, публику зазывали эмигрантские сайты) что на роли рассматривались Тарантино и Траволта, что западный прокат состоялся прежде российского и что лента там именуется тоже оригинально: "Jacked $".
Слэнг в фильме торжествует так, что свежему человеку без словаря соваться не нужно. Хотя криминал почувствует родную лексику и систему ценностей. На пресс-показе вообще было ощущение, что тебя разводят на крупные понты: снят кинотеатр "Романов-синема", позиционирующий себя как "кино для вашего круга", на столах коньяк с пирожными, в зал каждому дали по банке поп-корна и по жбану пепси – без поп-корна такое кино не пойдет. В воздухе отчетливо пахло малиной.
Собравшимся объяснили, что фильм – пародия. Источник вдохновения – конечно, Тарантино, который был как бы первопародией на гангстерское кино. От Тарантино в "Удочках" Мэдсен и яростное желание быть отвязными. Ближе и теплее – Гай Ричи с "Картами, деньгами и двумя стволами" /Lock, Stock and Two Smoking Barrels/ (1998): весь обозначенный в названии набор присутствует и у Stepченко, хотя не присутствует ничего кроме. Получилось, как в сказке про Царевну-лягушку: взмахнет рукавом Тарантино – на столе жареный гусь, взмахнет Stepченко – в глаз летят огрызки.
Русские Вольтеры
Еще один громко заявивший о себе фильм – "Московская жара" (2004). У его создателей патриотические цели: сделать такую картину, которая показала бы другую Россию – красивую страну со стильными женщинами и сильными мужчинами. Снять в Москве, но по американским стандартам и с американскими звездами – чтоб смотрели во всем мире. Утверждают, что только наличие в фильме Майкла Йорка, Эдриана Пола, Ричарда Тайсона, а также бодибилдера Александра Невского обеспечило ему хорошие продажи на Каннском кинорынке задолго до окончания съемок.
Разбить имидж России как непредсказуемого края мрачных людей, в рейтинге экономических свобод идущего вслед за Руандой, – благое дело. Зрители мира увидят в фильме широкие проспекты Москвы, ряд ее памятников, транспортных развязок и набережных, по которым ходят стройные девушки. Увидят, как развлекается московская публика в казино и как пьет стаканами водку "Парламент". Увидят неназойливую рекламу телевизоров "Rolsen" и гонки на катерах – почти как в фильмах о Бонде. А власть российская представлена туповатым милицейским начальником в исполнении автора идеи фильма и его продюсера Александра Изотова и офицером ГУБОПа Владом, который не только любит Шварценеггера, но и похож на него как две капли воды, – его играет Александр Невский. Играет, пожалуй, слишком монументально, и грим чуть более кокетлив, чем бывает у московских милиционеров. Но в этом Владе чувствуется американская внутренняя независимость – он человек, способный принимать самостоятельные решения и брать на себя риск. И изъясняется он тоже по-американски: "Что же вы, ребята, делаете в моей стране!" – так в России не говорили даже в эпоху песни "Человек проходит как хозяин", ибо во все времена понимали, чья эта страна на самом деле. Для России такой милиционер – марсианин, но Америке он должен понравиться, потому что похож на западного человека.
В этом смысле позитивный порыв картины напомнил мне пафос "Сибирского цирюльника" (1998) – там тоже герои были самодостаточны, свободно говорили по-английски и располагали непривычной для нашей земли внутренней свободой, воплощая не столько действительное, сколько страстно желаемое. Там мне это, вполне сказочное, даже нравилось – надо же воспитывать трудящихся на позитивных примерах! Но Шварценеггера в российские Вольтеры – это уж слишком даже для сказки про то, как хорошо на московских просторах. Он для России слишком американец.
С американских сюжетных стандартов взята и тема "волка-одиночки", которым становится герой Александра Невского, уволенный из рядов милиции. Вообще, в этом в наивно старательном коллекционировании махровых штампов экшн-кино чувствуется дилетантизм картины, и штампы эти возбуждают в зале не запланированный саспенс, а иронический смех. Хотя монтаж, выполненный где-то в Америке, профессионален, а режиссер Джефф Челентано – как известно, крепкий ремесленник-многостаночник.
P.S. Российский кинопрокат "Московской жары" закончен, фильм можно посмотреть на видео или DVD.
На пороге эры КДМ
Появление этих двух фильмов знаменует важный рубеж в нашем кино. Они провозглашают, что в кино пришли деньги уже не просто большие, а бешеные. Когда миллионы выбрасываются на пустяк, прихоть: уже куплены дома, уже надоело менять автомобили и можно предаться детским играм в несбыточное.
На такие деньги можно купить пленку, американского оператора с монтажером, второстепенную или сходящую с небосвода голливудскую звезду и сняться с ней рядом в почти настоящем американском кино. Снять своих родственников и друзей, а то и самому взяться за режиссерский мегафон.
Такие деньги в более миниатюрных масштабах уже сформировали наше "новое телевидение", где звездами становятся не по таланту, а по деловым связям. Теперь мы на пороге эры КДМ – Кинематографа Денежных Мешков. Учиться ему не нужно – достаточно купить киностудию, и она выполнит любой заказ. Другое дело, что свежий зритель с мороза сразу почувствует и в занятиях героев, и в их способе изъясняться боевую выправку новорусских лбов, из всей мировой цивилизации знающих только карты, деньги и два ствола.
В классическом фильме 30-х "Гражданин Кейн" /Citizen Kane/ (1941) денежный воротила покупает любовнице оперный театр и делает ее примадонной. Ее ежевечерне освистывает публика, но она все равно поет, без голоса, но с деньгами. Эта модель искусства эпохи "раннего капитализма", которой давно отболела Америка, теперь более чем актуальна для России.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.