Как известно, в мире существует лишь три вечных вопроса: почему не падают самолеты, почему не тонут корабли? И куда девают землю при строительстве метро? Все это шутка, конечно, но без загадок, без вопросов и тайн мир был бы пресен
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Мистические драмы – широко распространенный сегодня жанр, и в нем чаще, чем в иных, встречаются необъяснимые явления. То какой-то магический свет похищает людей, то невидимая ведьма заставляет студентов кружить в лесу и сходить с ума, то необъяснимые паранормальные явления уничтожают жителей благополучного дома. Многие свои истоки жанр мистики берет из австралийского триллера «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира. В картине три девушки и их учительница при таинственных обстоятельствах исчезают во время прогулки среди живописных скал. Авторы не дают никаких объяснений происходящему, лишь подбрасывая мелкие намеки и улики, заставляющие зрителя строить десятки догадок, ни одна из которых не получает прямого подтверждения. Что случилась с четырьмя несчастными? Мы не знаем.
Человек или робот? Главный герой кибернуара Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», блэйдраннер Рик Декард призывается на последнее в своей карьере дело – выявить среди людей четырех «репликантов», роботов, неотличимых от человека. Задача не самая простая, технология продвинулась столь далеко, что физически (да и психологически, как показывает финал) андроиды превзошли людей. Но фокус фильма кроется в том, что зритель не знает, является ли сам Декард человеком. Удивительно, но и создатели фильма расходятся в ответах на этот вопрос. Исполнитель роли Рика Харрисон Форд настаивал на том, что его герой – человек, Ридли Скотт же считал его репликантом. Эта двойственность позволяет воспринимать фильм по-разному, при том, что пересматривать его можно многократно.
Снимая фильмы о будущем, режиссеры и художники часто придумывают столь непредсказуемые вещи, что при одном только их виде зритель начинает изумленно чесать затылок. Оставим в покое авторов «Назад в будущее 2», которые в 2015 году обещали нам антигравитационные доски, автоматически подгоняемую по размерам одежду и самозашнуровывающиеся кроссовки, и заглянем чуть дальше, в год 2032-й. Как известно, именно в этом году свою долгую охоту за Саймоном Фениксом продолжит вышедший из заморозки коп Джон Спартан. К криогенетике у нас вопросов нет, у нас вопрос к трем ракушкам в туалете. Как их использовать? Они многоразовые? Это безопасно? Это мужской или женский вариант? Герой Сильвестра Сталлоне ответа не нашел. Мы тоже с трепетом ожидаем 2030-х.
Калейдоскоп героев и событий, наверченный Квентином Тарантино в его «Криминальном чтиве», дает массу поводов для споров и дискуссий, но один вопрос всегда остается без ответа: что хранится в кейсе Уоллеса? Двадцать лет фанаты бьются над этой загадкой, но никому еще не удалось найти объяснение тому золотому свечению, которое исходит из дипломата, перевозимого Винсентом и Джулзом. Кто-то говорит, что бандиты перевозили радиоактивный материал, кому-то видятся бриллианты, похищенные героями другого тарантиновского фильма, «Бешеные псы». Есть и совсем сумасшедшая теория: в чемодане, дескать, находится душа Марселласа Уоллеса, которую он продал дьяволу, а теперь желает получить обратно. Помните пластырь на шее мафиозного босса? Уж не следы ли это сатанинского вмешательства?
Первоначальный просмотр криминальной драмы «Американский психопат» режиссера Мэри Хэррон редко оставляет зрителя равнодушным – энергичная яркая подача сбивает с ног и почти не оставляет времени для анализа того, что же мы видим. Последующий же просмотр вызывает множество вопросов. Что реально, а что вымышлено в мире Патрика Бэйтмена? Что он действительно совершил, а что произошло только в его голове? Наконец, убил ли этот заштатный клерк хоть кого-то или все это лишь плод воображения? Вспомните внезапно материализовавшийся пистолет, говорящий банкомат, вдруг взорвавшихся полицейских… Что-то здесь не так. Но что?
Если в беседе кто-то утверждает вам, что знает историю происхождения Джокера, героя комиксов DC, смело гоните такого собеседника взашей – это либо дурак, либо его компетенция ограничивается фильмом Тима Бертона 1989 года. Вся прелесть этого жуткого героя кроется в его происхождении. Точнее, в отсутствии информации о происхождении шрамов, цвета кожи и очевидного сумасшествия Джокера. В нолановском «Темном рыцаре» Хит Леджер сыграл идеального злодея, разрушителя без причины, порождение хаоса и его верного слугу. Откуда на его лице такие шрамы? Джокер сам неоднократно дает ответы на этот вопрос, но они всегда противоречат предыдущим. Насилие отца? Самоистязание? Эта улыбка не выходит у нас из головы. А у вас?
Нет более взрывоопасной концовки, чем финальный кадр фантастического триллера Кристофера Нолана «Начало» – крутящийся волчок, падение которого означает возвращение в реальный мир, замедляет свое движение, но не падает. Нолан создал великолепную продуманную вселенную с четкими правилами, но не дал ответа на завершающие вопросы: проснулся ли Кобб? Избавился ли он от морока умершей жены? Вернулся ли к детям? Существует теория, которая и вовсе все ставит с ног на голову: мол, тотемом Кобба является вовсе не волчок, а обручальное кольцо, которое зрители видят только в мире грез и которое ни разу не попадает в кадр в реальности. Ни сам Кристофер, ни актеры, ни остальные члены съемочной группы так никаких пояснений и не дали.
Сюжетные линии комикс-историй легко могут посоперничать со сценарными ходами болливудских хитов прошлого века – и в Marvel, и в DC герои изумительно часто оказываются родственниками, старыми знакомыми друг друга, а то и самими собой в разных ипостасях. Знатоки вселенной Marvel, конечно, знают, кто является «бумажным» отцом Звездного Лорда, одного из ведущих персонажей команды, именующей себя «Стражи галактики». Однако мы уверены, что режиссер Джеймс Ганн, занимающийся сейчас сиквелом «Стражей», по-своему видит родственные отношения Питера Куилла с таинственным космическим миром. Питер способен перенести вакуум, он способен дотрагиваться до магических артефактов, похоже, отец, кто бы он ни был, дал землянину очень многое. Сиквел может раскрыть эту тайну, ждем.
Жанр фильмов ужасов богат на ярких героев, имена которых стали нарицательными. В прошлом году этот ряд пополнил загадочный Бабадук из одноименной книги и фильма, изрядно напугавшего зрителей, а затем заставившего крепко призадуматься. Картина Дженнифер Кент делает два резких поворота: из хоррора о таинственном существе, стоящем на пороге дома несчастной женщины и ее сына, в драму вдовы, тяжело переживающей смерть мужа, а затем совершает еще один «ужасный» кульбит. К последнему и адресованы наши вопросы. Если Бабадук – не что иное, как материализация тоски женщины по своему умершему супругу, то кому же предназначается плошка с червями? Кого прячет в своем доме Амелия? Уж не мужу ли предназначена та черная земля, которую вместе с сыном несет мать в дом?
Заплутавшие в восторженных отзывах о фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмен» зрители часто настолько сильно потрясены той формой, в которой рассказана история актера, ищущего признания и любви внутри себя и на публике, что редко вспоминают об открытом финале картины. А ведь это одна из самых ярких кинозагадок последних лет. Узнавший в больнице о положительных оценках своей постановки Ригган смотрит в окно на птиц, а затем становится на подоконник. Вошедшая вслед за этим в палату дочь не находит отца, смотрит в распахнутое окно и улыбается. Так что же случилось? Ригган покончил с собой? Тогда почему дочь улыбается? Он действительно способен летать? Тогда весь фильм переворачивается с ног на голову. Возможно, Ригган убил себя раньше и спектакля не было вовсе? Но тогда это очень грустная история.
Нет ничего более пугающего в фильмах ужасов, чем зловещие детишки, от которых можно ожидать всего чего угодно. Два брата, Лукас и Элиас, герои хоррора «Я вижу, я вижу», живут со своей матерью в большом загородном доме. Однажды женщина возвращается домой с многочисленными повязками на лице, объяснив это операцией. Мальчиков одолевают сомнения в том, их ли это мать, и они начинают собственное жестокое расследование, но в последний момент выясняется, что загадка скорее кроется в мальчиках. И загадка не одна. Когда и при каких обстоятельствах погиб Лукас? Есть ли в этой смерти вина Элиаса? Не связана ли с этой гибелью операция матери? Вопросов много, а ответов нет ни одного.
Если предупреждения врачей, учителей и родителей не остерегают подростков от незащищенного секса, то, может быть, в вопросах полового воспитания нам поможет добротный ужастик? В картине «Оно» Дэвида Роберта Митчела зло представлено очень оригинально – мрачный зловещий призрак здесь передается половым путем. После секса жертву начинают преследовать странные люди, одно прикосновение которых несет смерть. Герои в финале заманивают существо в бассейн и атакуют его, но финал не дает однозначного ответа на вопрос, одержали ли подростки победу. Удалось ли Джей и ее друзьям убить тварь? Или Пол «взял» проклятие на себя, а затем предал уличным проституткам? Кто тогда следит за этими двумя, внезапно держащимися за руки? Неужели секс – это еще не конец?