В составе большого жюри "Кинотавра" -- актриса Елена Яковлева. Наряду с остальными членами жюри под руководством Галины Волчек, актрисе и телеведущей предстоит решить, какие из фильмов конкурсной программы будут признаны лучшими и почему. Мы постарались узнать, на какие критерии она будет ориентироваться, оценивая кино.
-- В прошлом году на "Кинотавре" фильм, в котором вы сыграли одну из ролей, – "Мой сводный брат Франкенштейн" (2004) Валерия Тодоровского получил несколько наград, в том числе и за "актерский ансамбль". Эти награды оказали какое-либо влияние на вашу профессиональную судьбу?
Я не знаю такого случая, когда бы награждение отразилась на карьере актера. У меня много наград разных фестивалей, но не было случая, когда бы какой-нибудь режиссер сказал: "Лена, поскольку ты получила приз, мне хотелось бы пригласить тебя в следующий фильм". Обычно происходит так: если удачно сыграл роль, например, Интердевочки или Каменской, предлагают что-то похожее или наоборот --другое амплуа. На профессиональную судьбу влияют работы, а не призы. Зритель тоже помнит и любит актеров за определенные роли, ассоциирует их с определенными персонажами. Приз в данном случае – дополнение к уже существующему успеху.
-- Как вы думаете, могут ли решения жюри повлиять на судьбу фильма? Улучшить ее или погубить?
Мне кажется, что на дальнейшую судьбу фильма, в отличие от актера, награда может оказать влияние. Если фильм отмечают и об этом пишут в газетах, на плакатах и кассетах, зритель относится к этому фильму с большим вниманием. Для проката картины имеют значение все призы, которые получил фильм, в том числе и актерские.
-- Что на ваш взгляд оказалось более существенным для судьбы фильма "Мой сводный брат Франкенштейн" – спецприз жюри "Кинотавра" или показ на РТР?
Думаю, что аудиторию фильм получил благодаря телевидению. К сожалению. Было бы идеально, если бы у массового зрителя впечатление о картине складывалось благодаря кинотеатральному прокату, а телевидение бы только дополняло эту аудиторию. Но пока основная масса узнает о картине только после показа на ТВ.
-- В конкурсе "Кинотавра" есть картины, вышедшие в прокат – "Жмурки" (2005), "Ночной продавец" (2005), "Статский советник" (2005). Эти картины собрали уже какие-то деньги и получили отклик в прессе. Могут ли эти факты повлиять на вашу оценку?
Я никогда не читаю о фильме до тех пор, пока его не посмотрю, потому что считаю, что адекватную оценку фильм получает редко. У нас немного критиков, мнению которых я могу доверять, их мнение не являются для меня аргументом. Верю только себе и людям, к мнению которых готова прислушаться. Я работаю в кино более двадцати лет, у меня сложились собственные взгляды и позвольте мне их иметь.
-- Какими и критериями вы пользуетесь, оценивая фильм?
Для меня самое главное – это эмоциональное сочувствие фильму. Моя оценка – это мое физическое состояние. Когда душа, сердце, глаза, я имею в виду слезы, состояние кожи – имею ввиду, когда мурашки бегают – если мой организм реагирует на то, что происходит на экране, я понимаю, что авторы добились результата, который, скорее всего, они и старались вызывать. Если мне хочется плакать, и внутри все переворачивается, то значит передо мной предмет, по поводу которого я могу думать и рассуждать. Но ни в коем случае – ни холодный нос, с которым, к сожалению, смотришь большинство картин. Когда эмоционально включаешься в происходящее на экране, становится все равно, в фокусе там режиссер снял что-то или не в фокусе. Если сердце вырывается из груди, на профессиональные качества наплевать. Человеческая оценка важнее.
-- Вы работаете в театре, кино, на телевидении, знакомы со спецификой каждого "формата". С этого года "Кинотавр" называет себя "телевизионным кинофестивалем". Может ли существовать такой тандем и насколько он может быть полезен для кино?
Я – актриса, а для актеров по большом у счету нет разницы – снимается ли он в телесериале или в крупной полнометражной ленте. Есть роль, есть объем работы и срок, за который работу нужно выполнить. В смысле работы на телевидении, программа "Что хочет женщина?" была для меня полезным экспериментом. Я говорю "была", потому что в этом году на очень хорошей ноте с высоким рейтингом мы закончили эту программу. Отработав пять лет, мы, думаю, выполнили нашу задачу. Мы постарались помочь выжить людям, обращавшимся к нам за помощью и советом. Оказывали психологическую, юридическую и – в меру возможностей – материальную поддержку. Но надо уметь вовремя уходить. Большое спасибо зрителям, которые нас смотрели.
-- Как вы считаете, можно ли ориентироваться на рейтинг, оценивая качество фильма или программы?
Мне кажется, что рейтинг мало соответствует действительности. Я это чувствую по оценкам людей, с которыми встречаюсь ежедневно – оказывается, что нашу программу смотрело в двадцать раз больше народу, чем показали цифры. Что касается кино, у меня нет претензий к рейтингу. Мне повезло: фильмы с моим участием всегда смотрели хорошо, рейтинг был высокий. Я не в претензии. Но если говорить о других фильмах, мне иногда бывает жалко, что рейтинг оказывается более низким, чем они заслуживают, в результате того, что их показали не в то время или не по тому каналу.
-- Чем вы собираетесь занимать время, освободившееся после завершения программы?
Да, теперь у меня освободились пять дней в неделю, которые волей-неволей приходилось выкраивать из работы в кино и на телевидении. К тому же, я закончила "Каменскую" и больше не хочу к ней возвращаться. Сейчас активно читаю сценарии и выбираю себе роль, которая бы отличалась от Каменской и Интердевочки. У меня масса сил. Много опыта. И хочется использовать свои возможности целиком.