Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше?
В 1993 году мир вздрогнул не то от рыка, не то от кинематографического феномена «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга. Режиссер, когда-то уже испугавший зрителя «Инопланетянином» и «Челюстями», сделал нечто из ряда вон — воскресил динозавров и поместил их на экраны. Ожившие ископаемые заполнили весь мир: по всей планете разлетелось более 1000 товаров, от спальных мешков до ранцев с «хищными» принтами, отстроился тематический парк развлечений в Universal Studios, Sega выпустила тематическую видеоигру, Hasbro создали линейку игрушек, а McDonald’s — обеды «дино-размера». Спилберг не просто снял фантастический фильм — он создал вселенную, в которую погрузил зрителей на годы вперед.
Они правда настоящие: как рисовали динозавров
В 1975 году Спилберг уже показал на экране монстров в фильме «Челюсти» и напомнил, что человек не всемогущ. Спустя два десятилетия монстры вышли на сушу: «Парк Юрского периода» сочетает в себе фильм-катастрофу, приключенческую фантастику и хоррор, в котором детям угрожают недостаточно изученные существа. Одной из главных уловок Спилберга стала полная конфиденциальность: образы Т-Рекса и других динозавров хранились в строжайшем секрете. Сегодня мы знаем, что на самом деле многие динозавры выглядели совсем не так и даже звучали по-другому: недавно завирусился ролик, в котором ученые восстановили настоящее звучание Т-Рекса (если честно, не менее ужасающее). Но вряд ли реалистичные образы заменят те, что вот уже 30 лет рычат на нас в кино.
Динозавры на экранах уже появлялись до Спилберга — и вполне успешно. В 1925-м Гарри О. Хойт снял «Затерянный мир», где бронтозавра с Венесуэльского плато перевозят в Лондон, а затем пытаются уберечь город от его разрушительной силы. В 1966 году Дон Чэффи больше сконцентрировался на доисторических людях в «Миллионе лет до нашей эры», нежели на динозаврах, зато показал, как боролись бы трицератопс и тиранозавр. В общем, зрители уже были знакомы с зубастыми и клыкастыми чуть ли не с начала времен — почему публику так привлекли новые образы?
Хитрость «Парка Юрского периода» заключалась и в том, что изображение динозавров на экране должно было быть максимально правдоподобным, как если бы они гримировались в трейлерах вместе с Лорой Дерн и Сэмом Ниллом. В безграничном потенциале VFX-графики Спилберг увидел возможность создать как можно более органичные изображения, вписывающиеся в реальные ландшафты. Поэтому мерной поступью выходящие из воды зауроподы казались нам вполне живыми, а не отторгающе искусственными. Для миллионов диноманов выход «Парка Юрского периода» стал возможностью увидеть любимых существ не в виде окаменелостей или анимации, а во плоти и крови, и даже позавидовать героям, которым удалось погладить шершавых гигантов.
Учись, пока мы живы: как динозавры повлияли на индустрию?
Можно сказать, что «Парк Юрского периода» стал катализатором для возрождения монстр-муви. В 1976 году вышел «Кинг Конг» с Джессикой Лэнг в главной роли (не Конга) и собрал противоречивые отзывы критиков, заявивших о его неправдоподобности. Зрителей продолжали пугать «Гремлины», «Хищник» и «Чужой», но никто из них не мог разнести целый город. «Парк Юрского периода» доказал, что гигантские чудовища, конечно, требуют соразмерных усилий, но и приносят еще большую заинтересованность. Во многом именно благодаря «Парку» мы увидели возрождение Годзиллы, «Тихоокеанский рубеж», нового Конга и «Рэмпейдж».
Множество режиссеров решились взяться за существ покрупнее. Например, Питер Джексон вдохновился на осуществление мечты — создание трилогии «Властелин колец». Стэнли Кубрик в последние годы работал над «Искусственным разумом», хотя в итоге передал его Спилбергу. И даже Джордж Лукас был настолько поражен верой Спилберга в постпродакшен и VFX-эффекты, что все-таки решил взяться за приквелы «Звездных войн». Конечно, «Парк Юрского периода» стал кульминацией творчества Стивена Спилберга — многие назвали картину апофеозом режиссерской фантазии. Удивительно, но параллельно с «Парком» он снимал оскароносный «Список Шиндлера»: Спилберг не просто снял два исключительных фильма, а сделал это одновременно. Правда, «Парк Юрского периода» стал пиком не только для режиссера — фильм ознаменовал и феномен Джеффа Голдблюма. Реплики его персонажа привносят юмор в мрачные сцены, когда большие ящерицы норовят съесть маленьких детей.
Окаменелости нас связали: кто смотрел на динозавров?
«Парк Юрского периода» оказал влияние на науку и не только начал золотой век динозавров в кино, но и дал путь новому поколению палеонтологов. В ХХ веке наблюдался «ренессанс» динозавров — по всему миру находили все новые виды, и новости об этом доходили до обывателей. «Парк Юрского периода» собрал все новаторство науки и сделал его доступным широкой публике: говорят, Спилберг воссоздал на экране мезозойскую фауну, наиболее близко подходящую передовым на тот момент палеонтологическим представлениям. Франсуа Террьен, куратор палеоэкологии в Королевском музее Тиррелла, назвал выход фильма одним из главных бустов в науке. Многие доктора палеонтологии смотрели ленту в детстве и укрепили свой интерес к изучению динозавров, а ученые находили в «Парке» стандарт, по которому можно было проверять собственные теории о функционировании и жизни динозавров.
Творение Спилберга не назовешь семейным кино — его лучше смотреть с любимыми, чтобы прижиматься друг к другу, когда велоцираптор заглядывает в окно автомобиля, да и родителей предостерегали от просмотра фильма с детьми. Едва ли помогло: именно динозавры для многих являются эхом из юности. Ходят шутки о том, что находить друзей по интересам можно через детские увлечения: читал ли ты книжки про греческие мифы или палеонтологию? Если возвращаться к кино, динозавры — один из главных аттракционов. Представьте смертоносного монстра, за которым можно безопасно наблюдать на расстоянии вытянутой руки, — так работает большинство картин о вымерших гигантах, да и блокбастеров всех мастей в целом.
За год до выхода первой части «Мира Юрского периода» колумнист The Guardian попытался ответить на вопрос, почему нам всем интересно наблюдать за огромными ящерицами: «Динозавры могут быть голливудскими монстрами, объектами научного интереса и всем, что между ними, но в основе нашего увлечения лежит желание узнать больше об истории, которую мы разделяем. История динозавров — часть нашей собственной». Теория подходит больше для научного подхода — если же рассматривать динозавров с точки зрения простого зрителя, они возвращают нам детский трепет, ощущение чего-то нового и неизведанного. Возможно, поэтому за последнее десятилетие музеи по всему миру начинают смахивать пыль с архивов и выставлять все новые экспонаты — даже посетитель, который никак не относится к палеонтологии, не может не почувствовать легкий восторг, проходя мимо гигантского скелета.
Попробуем еще раз: воскрешение динозавров
Возможно, поэтому динозавров постоянно пытаются воскресить. Не только на экране — новости об очередной найденной ДНК то и дело всплывают в новостях. Но в 2015 году мир содрогнулся от подзабытого рычания — все-таки последняя, третья часть «Парка Юрского периода», вызвавшая уже гораздо меньше восторга у зрителей, вышла еще в 2001 году. И вот на больших экранах прогремел «Мир Юрского периода» и на момент релиза стал третьим кассовым фильмом всех времен, а также самым кассовым фильмом студии Universal. Удивительно, что судьба картины повторяет ее сюжет — клонирование и воспроизведение всеми любимых ископаемых кажется инновационной идеей лишь поначалу, со временем обнажая подводные камни. Если рассматривать динозавров в научной плоскости, все просто — не так много способов изучать кости. Когда дело доходит до зрителя, капризность повышается: интересно только первый раз, а повторы собирают все меньшую кассу. Так случилось с «Миром Юрского периода», чья первая часть показала рекордные цифры и хвалебные отзывы критиков, а третий фильм воскрешенной франшизы «Мир Юрского периода: Господство» оказался в аутсайдерах — почти в унисон зрители заявили, что вселенная себя исчерпала.
Заметную часть успеха «Парка Юрского периода» составляет именно визуальное решение — новаторское и ранее невиданное в таком исполнении. «Мир Юрского периода» нарисовал для зрителя картину гораздо шире, детальнее и техничнее, но все-таки где-то уже встречавшуюся. Продолжение оригинальной франшизы Спилберга можно сравнить с импровизационной репликой классической картины: в первый раз выглядит интересно, потом начинает приедаться. Та же участь постигла и последующие части оригинальной франшизы. Третью часть «Парка Юрского периода» фанаты признали одной из худших, если не самой. Многие находили в фильме огромное количество сюжетных несоответствий — например, когда могучий спинозавр прорывается через укрепленный забор, но не может снести дверь. Помимо полюбившихся персонажей появляются новые, чьи мотивы не до конца объясняются, а драки динозавров уже не вызывают восхищения. Третья часть утратила то, что было так важно в начале, — ощущение чуда. И Джеффа Голдблюма.
Очевидно, зритель просит зрелищ, и сегодня зрелищ слишком много — эффекты были использованы на максимум возможностей, еще один ребут франшизы о динозаврах подогреет интерес к ископаемым. В первом «Парке Юрского периода» разъяренный хищник срывает ленту с надписью «Когда динозавры правили миром», доказывая свое превосходство. Сегодня неизвестного о динозаврах становится все меньше, и вариантов удивить зрителей уже не остается. «Парк Юрского периода» вышел на рубеже веков, когда далекий остров с ожившими хищниками для кого-то еще мог казаться реалистичной мечтой. Сегодня динозавры из правителей мира превратились в героев детских ток-шоу, персонажей видеоигр и уже приевшийся маркетинговый прием, демонстрирующий опасность, гигантизм и превосходство, и даже объекты многочисленных интернет-мемов.
Большинство сиквелов и ремейков не придумывают ничего нового — просто модернизируют и технически улучшают полюбившееся старое. Но все-таки динозавры были радостью первооткрывателей, когда с VFX-эффектами нельзя было работать хоть на домашнем компьютере, а мировая рекламная кампания была феноменом. Динозавры вряд ли вымрут в качестве аттракциона — все-таки наблюдать за опасностью больших размеров люди не устанут никогда. Но стоит признать, что для успеха следующей франшизы Т-Рекса придется уже по-настоящему воскрешать.